История русской философии Лекция 7 В. С. Соловьёв Философия всеединства (часть 2)
В. С. Соловьёв Софиология и историософия Онтология всеединства Структура всеединства (дедукция категорий органической логики) Исходные категории: сущее, сущность, бытие Категории бытия: воля, представление, чувство Категории сущности: благо, истина, красота Категории сущего: дух, ум, душа Категории, определяющие идею как существо: атомы, монады, идеи, организм идей (переход к софиологии) Софиология Понятие Софии Нетварная и тварная София Историософия Богочеловеческий процесс Разделение церквей и его последствия Теократическая утопия
Онтология всеединства Исходные категории органической логики
Органическая логика Исходные категории у Гегеля и Соловьёва
Органическая логика Исходные категории
Органическая логика Категории бытия
Органическая логика Категории сущности
Органическая логика Переход к категориям сущего
Органическая логика Переход к категориям сущего
Органическая логика Переход к категориям сущего
Органическая логика Переход к категориям сущего
Органическая логика Категории сущего
Органическая логика Общая схема
Органическая логика Переход к софиологии
Органическая логика Переход к софиологии
Органическая логика Переход к софиологии
Органическая логика Переход к софиологии
Софиология Понятие Софии
Софиология Понятие Софии
Софиология Нетварная и тварная София
Софиология Нетварная и тварная София
Софиология Нетварная и тварная София
Софиология Нетварная и тварная София
Историософия Богочеловеческий процесс В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме. «Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий. Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки: мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине, не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра, не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте. Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.
Богочеловеческий процесс Основные формы общечеловеческого организма
Историософия Разделение церквей и его последствия Положительный смысл истории заключается в свободном вхождении человечества в церковь и в свободном оцерковлении человечества. Но этот положительный смысл был нарушен разделением церквей (церковь может быть лишь вселенской), что привело к духовному оскудению отдельных церквей и отделению культуры светской от культуры духовной: культура стала безбожной, а церковь стала чуждаться культуры. Следствиями отрыва светской культуры от духовной стали: отрыв интеллектуального просвещения от абсолютных оснований бытия; отрыв свободы от истины как её положительной цели; отрыв знания от жизни; разрыв между Востоком и Западом («бесчеловечный Восток» и «безбожный Запад»); разрыв между национальным и вселенским; разрыв между классовым, сословным и общечеловеческим. В результате весь социальный прогресс последних веков обязан своим существованием почти исключительно неверующим; историческая же церковь взяла сторону реакции и тормозила этот прогресс, как только могла.
Историософия Теократическая утопия Запад и Восток могут быть соединены лишь третьей силой, свободной от их крайностей. Такой силой должна стать Россия. Россия обязана своим величием «силе самоотречения русского народа»: славянские племена не побоялись призвать чужую власть – варягов; принять чужую веру – византийское православие; осознать собственную отсталость и приобщиться чужой – западной – культуре. Теперь от России требуется четвёртый акт самоотречения – признание главенства римского папы во имя восстановления единства церкви. Союз римского папы и русского царя должен стать институциональной гарантией «богочеловеческого процесса».
Историософия Теократическая утопия