Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии История русской философии Западники
Западники В. Г. Белинский (1811‑1848) А. И. Герцен (1812‑1870) Т. Н. Грановский (1813-1855) Н. В. Станкевич (1813-1840) М. А. Бакунин (1814-1876) К. Д. Кавелин (1818-1885)
Западники В. Г. Белинский Гуманистический персонализм Критика религии и социальной роли церкви Критика славянофильства А. И. Герцен Критика славянофильства Разочарование в Западе Крестьянский социализм и историческая миссия России М. А. Бакунин Мистика революции Антитеологизм Анархизм К. Д. Кавелин Личностное начало как предпосылка культурного прогресса Неразвитость личностного начала в России
В. Г. Белинский (1811‑1848) Основные сочинения Взгляд на русскую литературу 1846 года (1847) Ответ «Москвитянину» (1847) Письмо к Гоголю (1847)
В. Г. БелинскийГуманистический персонализм … Судьба субъекта, индивидуума, личностиважнее судеб всего мира. <…> Если бымне и удалось взлезть на верхнюю ступеньлестницы развития – я и там бы попросилвас отдать мне отчёт во всех жертвахусловий жизни и истории, <…> иначе я сверхней ступени бросаюсь вниз головой.Я не хочу счастья и даром, если не будуспокоен на счёт каждого из моих братьевпо крови. Говорят, что дисгармония естьусловие гармонии. Может быть, это оченьвыгодно и усладительно для меломанов,но уж, конечно, не для тех, кому сужденовыразить своей участью идею дисгармонии…
В. Г. БелинскийКритика религии и церкви Россия видит своё спасение не в мистицизме,не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехахцивилизации, просвещения и гуманности.Ей нужны не проповеди (довольно она слышалаих!), не молитвы (довольно она твердила их!),а пробуждение в народе чувства человеческогодостоинства, столько веков потерянногов грязи и навозе, права и законы, сообразныене с учением церкви, а с здравым смыслом исправедливостью, и строгое, по возможности,их выполнение. А вместо этого она представляетсобой ужасное зрелище страны, <…> где нетне только никаких гарантий для личности, честии собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорацииразных служебных воров и грабителей.
В. Г. БелинскийКритика славянофильства Существование и важность этой литературнойкотерии чисто отрицательные… Положительнаясторона их доктрин заключается в каких-тотуманных, мистических предчувствияхпобеды Востока над Западом, которыхнесостоятельность обнаруживается фактамидействительности, всеми вместе и каждымпорознь. Но отрицательная сторона их учениягораздо более заслуживает внимания,не в том, что она говорит против гниющегобудто бы Запада (Запада славянофилырешительно не понимают, потому чтомерят его на восточный аршин), но в том,что они говорят против русского европеизма;а об этом они говорят много дельного.
А. И. Герцен (1812‑1870) Основные Основные сочинения Письма об изучении природы (1845‑1846) С того берега (1850) О развитии революционных идей в России (1851) Русский народ и социализм (1851) Былое и думы (1852‑1866)
А. И. Герцен (1812‑1870) Критика славянофильства Необратимость истории Реакционность славянофильского идеала Вред национального обособления Разочарование в Западе Западничество как утопия Мещанский характер западного общества Неспособность Запада осуществить собственный социальный идеал Крестьянский социализм и историческая миссия России
Критика славянофильстваНеобратимость истории История не возвращается,жизнь богата тканями,ей никогда не бываютнужны старые платья.Все восстановления,все реставрациибыли всегда маскарадами.
Критика славянофильстваНеобратимость истории Поклонники исторического принципа,они [славянофилы] постояннозабывали, что всё, происшедшеепосле Петра I, – тоже историяи что никакая живая сила,не говоря уже о выходцах с того света,не могла ни вычеркнутьсовершившиеся факты,ни устранить их последствия.
Критика славянофильстваРеакционность славянофильского идеала Нам, сверх того,не к чему возвращаться.Государственная жизньдопетровской Россиибыла уродлива, бедна, дика –а к ней-то и хотели славяневозвратиться, хотя онии не признаются в этом…
Критика славянофильстваРеакционность славянофильского идеала Допетровская Россия была ничем не лучше петровской. Новгородский вечевой колоколбыл только перелит в пушкуПетром, а снят с колокольниИоанном Васильевичем;крепостное состояние толькозакреплено ревизией при Петре,а введено Годуновым;<…> и кнут, батоги, плетиявляются гораздо преждешпицрутенов и фухтелей.
Критика славянофильстваРеакционность славянофильского идеала Допетровская Россия была ничем не лучше петровской. В византийском наследии нет ничего ценного. Если форма и дух Западане подходили России,то что же было общегомежду нею и устройствомВосточной Римской империи?<…> Что иное представляетсобой эта Византия, как не Рим, –Рим времён упадка,Рим без славных воспоминаний,без угрызений совести?
Критика славянофильстваРеакционность славянофильского идеала Допетровская Россия была ничем не лучше петровской. В византийском наследии нет ничего ценного. Влияние восточной церкви было чисто негативным В чём видно благотворноевлияние восточной церкви?<…> Восточная церковьпроникла в Россию в цветущуюсветлую киевскую эпоху,при великом князе Владимире.Она привела Россию к печальными гнусным временам, описаннымКо[то]шихиным, она утвердилаи благословила все меры,принятые против свободы народа.
Критика славянофильстваВред национального обособления Непосредственных основ быта недостаточно. <…>Одна мощная мысль Запада,к которой примыкаетвся длинная история его,в состоянии оплодотворитьзародыши, дремлющиев патриархальномбыту славянском.
Критика славянофильстваВред национального обособления Восприимчивый характер славян,их женственность,недостаток самодеятельностии большая способностьусвоения и пластицизмаделают их по преимуществу народом,нуждающимся в других народах,они не вполне довлеют себе.
Разочарование в ЗападеЗападничество как утопия Я знаю, чтомоё воззрение на Европувстретит у нас дурной приём.Мы, для утешения себя,хотим другой Европыи верим в неё так,как христиане верят в рай.
Разочарование в ЗападеЗападничество как утопия Поживши год, другой в Европе,мы с удивлением видим, чтовообще западные людине соответствуютнашему понятию о них,что они гораздо ниже его.
Разочарование в ЗападеМещанский характер западного общества В идеал, составленный нами,входят элементы верные, ноили не существующие более,или совершенно изменившиеся.Рыцарская доблесть,изящество аристократических нравов,строгая чинность протестантов,гордая независимость англичан,роскошная жизнь итальянских художников,искрящийся ум энциклопедистови мрачная энергия террористов –всё это переплавилось и переродилосьв целую совокупность другихгосподствующих нравов, мещанских.
Разочарование в ЗападеМещанский характер западного общества Современное поколение имеетодного Бога – капитали не имеет богов кроме его. <…> Пора прийти к покойному исмиренному сознанию, чтомещанство окончательная формазападной цивилизации,её совершеннолетие – état adulte;им замыкается длинный рядеё сновидений,оканчивается эпопея роста,роман юности – всё, вносившеестолько поэзии и бед в жизнь народов.
Разочарование в ЗападеСоциальное бессилие Запада Было время,когда полусвободный Западгордо смотрел на Россию,раздавленную императорским троном,и образованная Россия, вздыхая,смотрела на счастие старших братий.Это время прошло.Равенство рабства водворилось.
Разочарование в ЗападеСоциальное бессилие Запада Европа показалаудивительную неспособностьк социальному перевороту.Мы думаем, чтоРоссия не так неспособна к нему,и на этом сходимся со славянами.На этом основананаша вера в её будущность.
Крестьянский социализм и историческая миссия России С тех пор, как туман, покрывавшийфевральскую революцию, рассеялся,резкая простота заменила путаницу, –осталось только два интересных вопроса:вопрос социальный и вопрос русский.В сущности эти два вопроссоставляют один и тот же. Разумное и свободное развитиерусского народного бытасовпадает с стремлениямизападного социализма.
Т. Н. Грановский (1813-1855) Основные сочинения Лекции по истории средневековья (1849/50) О современном состоянии и значении всеобщей истории (1852)
Н. В. Станкевич (1813-1840) Основные сочинения Переписка (опубл. 1858)
М. А. Бакунин(1814-1876) Основные сочинения Реакция в Германии (1842) Федерализм, социализм и антитеологизм (1867) Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и о человеке (1870-1871) Государственность и анархия (1873)
М. А. БакунинМистика революции Энергия всеобъемлющейсущности [противоречия]как раз состоит в неустанномсамосожжении положительногона чистом огне отрицательного.
М. А. БакунинАнтитеологизм Существование Бога обязательнопредполагает отречениеот человеческого разума ичеловеческой справедливости;оно является отрицанием человеческойсвободы и неизбежно приводитне только к теоретическому,но и к практическому рабству. <…> Если Бог существует,значит, человек – раб.Человек разумен, справедлив,свободен, – значит, Бога нет.
М. А. БакунинАнархизм Деспотизм заключаетсяне столько в формегосударства или власти,сколько в самом принципегосударства иполитической власти…
К. Д. Кавелин(1818-1885) Основные сочинения Взгляд на юридический быт древней России (1847) Задачи психологии (1872) Задачи этики (1884)
К. Д. Кавелин Личностное начало как предпосылка прогресса ... Когда мы говорим, что народдействует, мыслит, чувствует, мывыражаемся отвлечённо: собственнодействуют, чувствуют, мыслятединицы, лица, его составляющие.Таким образом, личность, сознающаясама по себе своё бесконечное,безусловное достоинство, – естьнеобходимое условие всякогодуховного развития народа.
К. Д. Кавелин Неразвитость личностного начала в России Само по себе оно [общинное начало]не имело зачатков жизни и развития.Оно клонилось всё более и болеек упадку, потому что не былоосновано на личном начале,первом необходимом условиивсякой гражданственности.
Западники и славянофилы
Вопросы?