МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии Кант Трансцендентальная диалектика Этика
Иммануил КантТрансцендентальная диалектика и этика Трансцендентальная диалектика Идеи чистого разума Психологическая идея (душа) Космологическая идея (мир) Теологическая идея (Бог) Диалектические выводы чистого разума Паралогизмы чистого разума Антиномии чистого разума Идеал чистого разума Переход к критике практического разума Критика практического разума (этика) Место этики в системе философских наук Понятие доброй воли Категорический императив Антиномия практического разума Постулаты практического разума
Трансцендентальная диалектикаИдеи чистого разума Идеи(категории, расширенные до безусловного) Абсолютноеединствомыслящегосубъекта Абсолютноеединстворяда условийявлений Абсолютноеединство условийвсех предметовмышления вообще Безусловноекатегорическогосинтеза в субъекте Безусловноегипотетическогосинтеза в объекте Безусловноеразделительногосинтеза в системе
Трансцендентальная диалектикаОбщая схема
Трансцендентальная диалектикаДиалектические выводы чистого разума Паралогизм(греч. παραλογισμος,неправильное, ложноерассуждение) –логическая ошибкав умозаключении,происшедшаянепреднамеренновследствие нарушениязаконов и правил логики. Антиномия(греч. αντι, противи νομος, закон) –противоположностьмежду двумявзаимоисключающимисуждениями,каждое из которыхпредставляетсялогически доказанным.
Трансцендентальная диалектикаПаралогизмы чистого разума
Трансцендентальная диалектикаПаралогизмы чистого разума Логическая ошибка:учетверение термина. Философская ошибка:единство апперцепции естьформальное условие опыта,а не свойство душикак вещи в себеза пределами опыта.
Трансцендентальная диалектикаАнтиномии чистого разума
Трансцендентальная диалектикаАнтиномии чистого разума Первая антиномия Мир имеетначало (границу)во времении в пространстве. Мир во времении в пространстве;бесконечен.
Трансцендентальная диалектикаАнтиномии чистого разума Если бы мир былбесконечным во времени(не имея ни «начала», ни «конца»), то отправившись из бесконечноудалённого прошлого, невозможнобыло бы добраться до «сегодня», точно так же, как отправившись из«сегодня» в будущее, нельзядобраться до «конца времён». Но «сегодня» наступило;следовательно, прошедшее времяне было бесконечным,т.е. мир имел начало во времени.
Трансцендентальная диалектикаАнтиномии чистого разума
Трансцендентальная диалектикаАнтиномии чистого разума Если мир имелначало во времени, когда-то должно былосуществовать время, в котороммира не было, т.е. пустое время. Но в пустом времениневозможно возникновениекакой бы то ни было вещи, так как ни одна часть такоговремени не заключает в себеусловия существования, отличногоот условия несуществования.
Трансцендентальная диалектикаАнтиномии чистого разума Первая антиномия ПУСТОЕ ВРЕМЯ В пустом времениневозможновозникновениечего бы то ни было.
Трансцендентальная диалектикаАнтиномии чистого разума Вторая антиномия Всё в миресостоит изпростого. Нет ничегопростого,всё сложно.
Трансцендентальная диалектикаАнтиномии чистого разума Третья антиномия В миресуществуютсвободныепричины. Нет никакойсвободы,всё совершаетсяв мире толькопо законамприроды.
Трансцендентальная диалектикаАнтиномии чистого разума Четвёртая антиномия Тезис Антитезис В ряду причинмира есть некаянеобходимаясущность. В этом рядунет ничегонеобходимого,всё в нёмслучайно.
Трансцендентальная диалектикаАнтиномии чистого разума Разрешение антиномий В первой и второйантиномияхи тезис, и антитезисложны, поскольку вопрос опространственно-временных свойствахвещей в себене имеет смысла. В третьей и четвёртойантиномияхи тезис, и антитезисистинны: тезис – относительновещей в себе,антитезис –относительноявлений.
Трансцендентальная диалектикаИдеал чистого разума
Трансцендентальная диалектикаИдеал чистого разума Доказательства бытия Бога На основеданного нам в опыте(определённогоопыта)разум умозаключаето существованиивне миравысшей причины. На основаниипонятия опыта вообще(неопределённогоопыта)разум умозаключаетк существованиюабсолютнонеобходимойсущности. Существованиевысшей сущностиаприорновыводится изпонятия о ней.
Трансцендентальная диалектикаИдеал чистого разума Критика онтологического доказательства Из понятия вещинельзя вывестисуществование вещи, поскольку, с логической точкизрения, существование естьне предикат, а связка, и поэтому ни в какое понятиевходить не может.
Трансцендентальная диалектикаИдеал чистого разума Критика онтологического доказательства Присоединением жепонятия существованияк понятию вещи можно получитьлишь понятиесуществующей вещи, но не самусуществующую вещь. колдунья старая злая хромая («костяная нога») живущая в избушке на курьих ножках летающая в ступе существующая
Трансцендентальная диалектикаИдеал чистого разума Критика космологического и физикотеологического доказательств Если невозможноонтологическое доказательство,то невозможны и космологическое ифизикотеологическое доказательства, так как сами по себе они доказывают лишь(если вообще доказывают!) существование,соответственно, необходимой сущности какпервопричины и разумного зодчего мира, но ниоткуда не следует, чтоэти необходимо сущая первопричинаи разумный зодчий есть именно Бог.
Трансцендентальная диалектикаОбщий вывод Априорныеформынашего разумаприменимылишьк явлениям. Поэтомуграницыопыта сутьграницынаучногознания. Метафизика как наука о трансцендентных сущностях невозможна.
Общий итог критики чистого разумаи переход к критике практического разума Я не могу... даже допуститьсуществование Бога, свободыи бессмертия для целейнеобходимого практическогоприменения разума, еслине отниму у спекулятивногоразума также его притязанийна трансцендентные знания…Поэтому мне пришлосьограничить знание, чтобыосвободить место вере...
Критика практического разумаМесто этики в системе философских наук
Критика практического разумаПонятие доброй воли Лишь добрая воля добра сама посебе; всё прочее, считающеесяблагом, может быть и вредным,будучи соединено со злой волей. Всё в природе действует согласнозаконам, но только разумные существа способны поступать согласно представлению о законах. Поступать из уважения к законузначит подчинятьсяне необходимости, а долгу. Та воля добра, которая все прочие побуждения, включая побуждениясклонности и соображения пользы, подчиняет требованиям долга. Добрая воля, таким образом, имеет своим принципом не ту илииную необходимость, а общую законосообразность поступков.
Критика практического разума Категорический императив Императив(лат. imperativus, повелительный) –требование, приказ, закон.
Категорический императивФормальная законосообразность Первая формулировкакатегорического императива Поступай так, чтобы максима твоей волимогла в то же время иметь силу принципавсеобщего законодательства. Поступай так, как если бы максима твоегопоступка посредством твоей воли должнабыла стать всеобщим законом природы.
Категорический императивФормальная законосообразность Первая формулировкакатегорического императиваналагает запретна поступки, которые немыслимы или невозможныкак совершаемые всеми людьмибез исключения.
Категорический императивЧеловек как цель Вторая формулировкакатегорического императива Поступай так, чтобы ты всегда относилсяк человечеству и в своём лице, и в лицевсякого другого также как к цели иникогда не относился бы к немутолько как к средству.
Категорический императивАвтономия воли Третья формулировкакатегорического императива Поступай только так, чтобы воляблагодаря своей максиме могларассматривать самоё себя также какустанавливающую всеобщие законы.
Антиномия практического разума
Постулаты практического разума
Критика практического разумаОбщий итог Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильнымудивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мыразмышляем о них, – это звёздное небо надо мной иморальный закон во мне.
Вопросы?