Немецкая классическая философия План: Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга. Объективный идеализм Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха
Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее удалось совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее удалось совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта Иоганна Фихте Фридриха Шеллинга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля Людвига Фейербаха
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем: учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения; немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат; рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.
Кант, Иммануил (1724-1804) Кант — первый из философов нового времени осознанно подошел к учению о категориях: “Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий”. Он считал, что категории играют фундаментальную роль в мышлении.
Кант выделял:
Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е. Противоречащим, несовместимым друг с другом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может быть доказано логически безупречно тезис - "Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве". - антитезис "Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве. Он бесконечен как во времени, так и в пространстве". тезис - "Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого" - антитезис "Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого". тезис - "Причинность согласно законам природы не есть единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность". - антитезис "Не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы". тезис "К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно, необходимое существо". - антитезис - "Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины". Иными словами, Бога нет.
Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) Философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Вслед за Кантом считал, что философия должна быть фундаментом всех наук. Подчеркивал значение вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства (т.н. "практической философии").
Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения» «Наукоучение» «Основы естественного права»
Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой:
Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) Шеллинг разрабатывал проблемы философии природы (натурфилософию). Он выдвинул и обосновал идею тождества бытия и мышления. Шеллинга весьма ценили в России за то, что он “остро чувствовал моральные обязанности и поэтические возможности философии” (А. Гулыга). В практической философии Ф. Шеллинг решает вопросы социально – полити­ческого характера развития истории.
Ф. Шеллинг выделяет три вида истории:
Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) Великий немецкий философ-систематик, Аристотель Нового времени, идеалист, создатель диалектики (как учения о развитии, становлении, противоречиях). Гегель – первый философ, который осмыслил проблему диалектических противоречий самым фундаментальным образом. Он открыто заявил, что противоречие – не ошибка, не недостаток нашего мышления, а "корень всякого движения и жизненности", что мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как только в противоречиях, в единстве противоположностей. Из взаимодействия противоположных вещей, сторон возникает все богатство-многообразие мира.
Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
Основной заслугой Гегеля является разработанные им:
К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа» «Энциклопедия философских наук» «Наука логики» «Философия природы» «Философия духа» «Философия права»
Фейербах, Людвиг (1804 – 1872) Анализируя христианские представления, различные формы религии, пришел к критическому переосмыслению религии как типа сознания и далее, к критике философского идеализма. Главное сочинение Фейербаха – “Сущность христианства”. Он не просто подверг критике веру в Бога, не просто декларировал атеизм. Людвиг считал, что Бог – это абсолютизированный обобществленный человек. Он выдвинул тезис: “Человек – человеку Бог”. Каждый человек – это Бог, т. е. для каждого из нас любой человек, наделенный всеми самыми хорошими качествами, является Богом.
Философию Фейербаха называют антропологической, антропологическим материализмом или натурализмом. Природу он рассматривал через призму отношения к ней человека. Человек для него не только духовное, но и телесное существо. Дух и материя слиты, нераздельны в человеке. Более того, он утверждал: “Бытие – это субъект, а мышление – предикат (нечто вторичное)”. Мышление – свойство бытия. Философию Фейербаха называют антропологической, антропологическим материализмом или натурализмом. Природу он рассматривал через призму отношения к ней человека. Человек для него не только духовное, но и телесное существо. Дух и материя слиты, нераздельны в человеке. Более того, он утверждал: “Бытие – это субъект, а мышление – предикат (нечто вторичное)”. Мышление – свойство бытия.