Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724-1804) немецкий ученый, философ, родоначальник немецкой классической философии. Основные работы :"Всеобщая естественная история и теория неба" (1770); "Критика чистого разума" (1781);"Основы метафизики нравов"(1775); "Критика практического разума" (1787); "Критика способности суждения" (1790); "Религия в пределах только разума" (1793).
Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю философии на до - и после-кантовскую. Главная заслуга Канта - в новом подходе к природе познания, его возможностям и границам.Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался доказать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него. Кант подтвердил познаваемость природы, обосновал и попытался реализовать идею новой метафизики, имеющей в качестве основания морального поведения, закон свободы. Памятник Иммануилу Канту (г. Калининград)
Кант впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как её конструирование сквозь призму присущих разуму и рассудку априорных схем и принципов. Кант был убежден, что одних средств науки недостаточно для создания полной и адекватной картины мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает самостоятельность эстетического и нравственного мышления. Идея автономии морали, выдвинутая Кантом, имеет принципиальное значение для этики и философии права. Без Канта были бы невозможны более поздние течения западной и русской философии, особенно такие, как экзистенциализм, феноменология, неокантианство.
«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне» - два основных направления философии Канта. Мемориальная доска в г. Калининград
1. «Звездное небо надо мной» - механика Ньютона, которая была для Канта предпосылкой теоретической философии. Она – образец естественного научного познания.2. «Моральный закон во мне» - разработка моральной философии. Которую он называет «практической» (от слова «праксис» - поведение, действие). "Закон, живущий в нас, называется совестью" - так говорил Кант.
В философском развитии Канта различают два периода: Докритический (до 1770 г.) – Кант выступает как эмпирик. Он разработал космогоническую картину мира (происхождение солнечной системы от первоначальной туманности – теория Канта-Лапласа), написал трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в котором практически исключил идею сотворения. Выдвинул гипотезу о взаимосвязи приливов и вращения Земли. Разработал систему классификации животного мира. Выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас. Кредо этого периода: «Дайте мне теорию, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир».В числе основных работ - "Новое освещение первых принципов метафизического познания" (1755), "Грезы духовидца" (1766).
Критический (с 1770 г.) период получил такое название отчасти из-за подчеркнуто критического отношения к предшествующей философии, но главным образом из-за того, что изложил основные идеи своей философии в книгах, названия которых начинаются со слова «Критика…». В этот период он защитил докторскую диссертацию «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира». Иммануил Кант на лекции для русских офицеров
Основу всех трех работ составляет учение о явлениях и о вещах, которые существуют сами по себе – «вещах в себе». Познание, по Канту, начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант – материалист. Но в учении о формах и границах познания Кант – идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого достоверного знания о «вещах в себе». Вещи эти непознаваемы. Правда эмпирические знания о вещах могут неограниченно расширяться и углубляться, но это не приближает нас к познанию «вещей в себе».
Иммануил Кант «Критика чистого разума» Кант в “Критике чистого разума” сформулировал свой знаменитый вопрос “Что я могу знать?” и взял на себя труд обоснования средствами разума самих условий и возможностей человеческого познания.«Критика чистого разума» - критика всего познания, к которому можно прийти априори, т.е. способом доказательств. Чистый, по Канту, значит теоретический разум. В этой работе Кант ставит вопрос: возможен ли вообще чистый разум, свободный от всякого опыта. Априорное знание означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Под априорным знанием Кант понимал всеобщие и необходимые, независящие от опыта понятия. Под апостериорным – всё опытное знание, которое случайно и единично. Априорное знание рассматривалось как условие необходимости, всеобщности и организованности опытного знания. Познание должно соответствовать этим характеристикам как своему идеалу.
“Критика практического разума” отвечала на второй фундаментальный вопрос Канта: “Что я должен делать?” Кант вводит различия между теоретическим и практическим разумом. Это различие заключается в следующем. Если чистый, или теоретический разум “определяет” предмет мысли, то практический разум призван “осуществлять”, т. е. производить нравственный предмет и его понятие (нужно иметь в виду, что у Канта термин “практический” имеет особый смысл и означает не какую-то производящую деятельность, а просто поступок). Сфера деятельности практического разума — сфера морали.Точно так же, как в рассудке есть основоположения чистого разума, Кант в произведении «Критика практического разума» выделяет практические основоположения. Под этими основоположениями он понимает максимы и законы.Максимы – это субъективные принципы воления, присущие отдельно взятому индивиду.Законы – это объективные (в смысле общезначимости) принципы воления, которые присущи всем индивидам.
Такого рода закон, которому присущ характер долженствования и носит характер объективного принуждения к поступкам, Кант называет императивом. Императивы Гипотетические Категорические
Гипотетические императивы – это такие императивы, исполнение которых связано с определенными условиями. Все законы в физике носят гипотетический характер, т.к. они выполняются при определенных условиях. Безусловных законов в физике нет и быть не может. В этике – это поведение ради пользы.Категорические императивы – императивы, исполнение которых не зависит от каких бы то ни было условий, т.е. они безусловны. В этике – это поведение ради долга. У Канта категорический императив имеет две формулировки:«… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».
«Критика способности суждения» - в ней Кант хочет прийти к определению условий. При которых возможно действительное познание, а тем самым – к определению границ познания (т.е. к возможному исключению метафизики из области познания). Эстетические идеи изложены Кантом в работе "Критика способности суждения". Человеческий дух имеет три способности: познание; желание; чувство удовольствия или неудовольствия. Эстетическая рефлексия основывается на третьей способности. Эстетическое удовольствие характеризуется чистотой или незаинтересованностью, необходимостью и всеобщностью, формальностью. Объектом эстетики выступает не только прекрасное, но и возвышенное, отличающееся от прекрасного игнорированием формы и вниманием к безмерному и бесконечному; Целесообразность присутствует в произведениях художника, а также существует объективно, в природе. Подпись Иммануила Канта
Глоссарий. Априори (лат. А priori – из предшествующего) – знания, предшествующие опыту, независимые от опыта.Апостериори (лат. A posteriori – из последующего) – знания, последующие за опытом, вытекающие из опыта.Максима категорический императив (лат. Imperativus – повелительный) – термин, введенный И. Кантом в «Критике практического разума» и обозначающий основной закон его этики. Имеет две формулировки: «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и«… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Согласно Канту категорический императив является всеобщим обязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т.д.