Карл Раймунд Поппер 28 июля 1902 - 17 сентября 1994
Краткая биография Карл Поппер родился в Вене (в то время в Австро-Венгрии) в 1902 году, в семье среднего класса, его родители имели еврейские корни и оба приняли христианство.
Отец Карла -доктор Саймон Карл Поппер Зигмунд был юристом из Чехии, а мать Дженни Шифф имела венгерского происхождения.
Поппер получил образование в Венском университете, где его отец был доктором юридического права. Отец имел около 14,000 книг в своей личной библиотеке. Поппер унаследовал от него эту богатую библиотеку.
В 1919 году, Поппера привлекли идеи марксизма, позже он вступил в Ассоциацию Социалистических школьников. Также он вступил в Социал-демократическую рабочую партию Австрии, которая полностью приняла марксистскую идеологию.
Но вскоре он разочаровался тем, что видел, он чувствовал философские ограничения, которые налагались историческим материализмом идеологии Маркса. Поэтому он отказался от идеологии, но по-прежнему оставался сторонником социального либерализма на протяжении всей своей жизни.
В 1928 году он получил докторскую степень в области философии, а затем с 1930 по 1936 г. преподавал в средней школе. Поппер опубликовал свою первую книгу «Логика научного открытия», в 1934 году. Он подверг критике психологизм, натурализм, индуктивизм, и логический позитивизм, и выдвинул свою теорию потенциальной фальсифицируемости как критерий демаркации науки от лженауки.
1937-1945 Из-за распространения нацизма и угрозы репрессий Карл Поппер эмигрировал в Новую Зеландию. Им были подготовлены к публикации "Нищета историцизма" (1944г.) и "Открытое общество и его враги" (1945 г. ).
1946 год В 1946 г. он прибыл в Англию в Лондонскую школу экономики и политических наук и проработал здесь вплоть до выхода на пенсию в середине 70 гг.
Поппер был президентом аристотелевской общества с 1958 по 1959 годы. Он был посвящен в рыцари королевой Елизаветой II в 1965 году, и был избран членом Королевского общества в 1976 году. Ушел из академической жизни в 1969, хотя продолжал научные и философские изыскания до конца своей жизни.
Поппер получил множество наград и почетных званий в своей области, , различные награды от Королевского общества, Британской академии, Лондонской школы экономики. Австрия вручила ему орден "За заслуги перед Австрийской Республикой".
Взгляды на общество: Карл Поппер был одним из наиболее влиятельных критиков тоталитаризма, который в своём труде «Открытое общество и его враги» (1945 г.) выступил в защиту демократии и «открытого общества», где политическая элита может быть отстранена от власти без кровопролития.
Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления принципиально не существует, следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику. В силу этого, общество должно быть открыто для множества точек зрения
Взгляды на мир: Попперовская метафизическая космология стоит на двух “китах”: индетерминизме и концепции мира предрасположенностей.
Поппер утверждает, что существует средняя линия между детерминизмом(учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира) и индетерминизмом и можно привести объективные основания для свободы воли. Она возможна, если исходить из тезиса от открытости Вселенной к появлению новых качеств
Вселенная открытак появлению новыхкачеств (эмерджентизм)Эволюционизм – универсальныйпринцип бытия. Детерминизм мир - жёсткий каузальный механизм свобода воли невозможна Индетерминизм мир – не жёсткий механизмвозможна свобода воли
Подчёркивая открытость Вселенной, Поппер имеет в виду её открытость для разных непредсказуемых возможностей: фиксировано или “заморожено” только прошлое. Творчество нового, в том числе и творчество самого человека, постоянно изменяет всю ситуацию, ограничивает наши возможности предвидения будущего.
Концепция трех миров: Одной из главных философских проблем, считает Поппер, является отношение между мирами. Эти отношения таковы, что генетически все миры связаны между собой: физический мир порождает сознание, последнее – содержание сознания и мир духовной культуры. Они соотносятся между собой таким образом, что "мир 3" и "мир 1" не могут взаимодействовать между собой без посредства человека.
Исходя из процессуально понимания Вселенной, Поппер рисует следующую картину онтологических уровней и их взаимодействий Мир 1 – мир физических сущностей Мир 2 – мир духовных состояний Мир 3 – мир объективного содержания мышле-ния и продуктов человеческого сознания
Наука: Карл Поппер внёс большой вклад в разработку принципов научного познания. В частности, именно он ввёл понятие фальсифицируемости (лат. falsus — ложный) — необходимого условия признания теории или гипотезы научной (критерий Поппера).
Принцип фальсификации Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым „методологическим решением“) проверкам, результатом которых может быть их опровержение»
Принцип фальсификации Научная теория Фальсификация Более свершенная теория Научная теория Верификация
Работы: Логика исследования 1935 Открытое общество и его враги— 1945Нищета историцизма— 1957 Предположения и опровержения: рост научного знания — 1963
Объективное знание: эволюционный подход — 1972 Постскриптум к «Логике научного открытия»— 1982 Неоконченный поиск: интеллектуальная автобиография — 1992
Заключение Если окинуть взглядом путь творческих исканий Поппера, можно заметить две тенденции: движение от логицистского, ориентированного на физику и математику, образа знания к биологицистскому и эволюционистскому его образу; смещение акцентов от "технических" логико-методологических проблем к метафизически-космологической проблематике анализа научного знания для решения глубинных философских вопросов.
Сэр Карл Поппер скончался 17 сентября 1994 г. в возрасте 92 лет.
Цитаты и афоризмы О детяхМы должны стремится к тому, чтобы рождались только желанные дети, поскольку жестоко давать жизнь нежеланному ребенку, который может стать жертвой физического или морального насилия.
Цитаты и афоризмы О любвиМы не способны любить "абстрактно". Мы можем любить только того, кого знаем.
Цитаты и афоризмы О милосердии Никто не должен жить за счет милосердия других.
Спасибо за внимание!