PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Философия / Античная философия
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Античная философия


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Античная философия


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Описание слайда:

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

№ слайда 2 Ранняя классика (Архаика):VIII—VII вв. до н. э. — пред философская традиция. Не
Описание слайда:

Ранняя классика (Архаика):VIII—VII вв. до н. э. — пред философская традиция. Не являясь по сути философией, пред философская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди ране классической философии находятся софисты.VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук КлассикаV—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники.IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики Эллинистическая философияIV—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников) Римская и позднеантичная философияI в. до н. э.—V в. н. э. — римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки — представители римских школ.I в. до н. э.—V в. н. э. — греческая философия периода влияния Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже — зарождавшегося христианства.

№ слайда 3 Гомер Легендарный древнегреческий поэт-сказитель (аэд), автор эпических поэм «Ил
Описание слайда:

Гомер Легендарный древнегреческий поэт-сказитель (аэд), автор эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», имеющих большую ценность и в качестве источника наших знаний о предфилософском мировоззрении древних греков.Картина мира у Гомера ещё мифологична. Мир делится на три части: «многомедное» небо, земля и «сумрачный тартар», отстоящие на равном расстоянии друг от друга. В качестве прародителя богов Гомер называет Океана и Тефию.Боги имеют человеческий облик (антропоморфны). Это касается как телесных черт, так и душевных качеств. Боги проявляют такие же добродетели и пороки, что и люди. Боги в поэмах Гомера являются эстетическим, а отнюдь не этическим идеалом.Поэмы Гомера прославляют такие качества человека как верность долгу, мужество, дружба, хитрость, сметливость.Воззрения Гомера на природу человека безрадостны: «Меж всевозможных существ, которые дышат и ходят, здесь на нашей земле, человек наиболее жалок». Гомер сравнивает смену поколений людей с опадающими осенью и вновь появляющимися весной листьями

№ слайда 4 Милетская школа В этом городе появляются философ Фалес, затем Анаксимандр и Анак
Описание слайда:

Милетская школа В этом городе появляются философ Фалес, затем Анаксимандр и Анаксимен. Этих трех философов обычно объединяют под общим названием Милетской школы.

№ слайда 5 Фалес Милетский (7 - 6 вв. до н. э.) Основоположник милетской школы философии; с
Описание слайда:

Фалес Милетский (7 - 6 вв. до н. э.) Основоположник милетской школы философии; стихийный материалист, включался античными авторами в число знаменитых семи мудрецов.Считается первым греческим философом, поскольку первым начал размышлять о природе (фюзисе) и прибегать к доказательству своих положенийПервым поставил проблему архе (первоначала), из которого всё происходит; Фалес таким началом считал водуУтверждал, что всё имеет душу, приводящую тела в движение.Первым из греков предсказал солнечное затмение 585 г. до . н. э.

№ слайда 6 Философия Фалеса Положение Фалеса о воде как первоначале выражает три важнейшие
Описание слайда:

Философия Фалеса Положение Фалеса о воде как первоначале выражает три важнейшие идеи. Во-первых, оно подчеркивает материальную основу всех вещей. Во-вторых, оно есть попытка рационального решения вопроса о первооснове всего без ссылок на мифы и мистические представления. В-третьих, оно означает возможность понять мир на основе одного исходного принципа.

№ слайда 7 Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) Древнегреческий философ и математик, основопол
Описание слайда:

Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) Древнегреческий философ и математик, основоположник пифагореизма; по преданию, изобрёл слово «философия».Жил в южной Италии, там основывает свою школу и «Пифагорейский союз», активно участвующий в духовной и политической жизни городов «Великой Греции».Считал, что в основе мироздания лежат числа, определяющие структуру и качества вещей. Обожествляя числа, приписывал им магическую силу. Вещи же есть подражания числам.Учил о гармонии небесных сфер, музыку которой он якобы слышал.Полагал, что в мире происходит взаимодействие противоположных начал.Верил в бессмертие души и её посмертное переселение в другие тела

№ слайда 8 Демокрит(460 - 370 гг. до н. э.) Древнегреческий философ, один из основоположник
Описание слайда:

Демокрит(460 - 370 гг. до н. э.) Древнегреческий философ, один из основоположников античного атомизма (наряду с Левкиппом). Родился в Абдерах.Ему принадлежали сочинения «Большой мирострой» и «Малый мирострой». Впервые вводит понятия «микрокосм» (вселенная) и «макрокосм» (человек), которые подобны друг другу.Учил, что все тела составлены из мельчайших неделимых без качественных частиц - атомов, различающихся формой, порядком и положением. Допускал наличие небытия в качестве пустоты.Впервые ввёл проблему первичных (форма, объём) и вторичных (цвет, вкус, запах) качеств вещей. Считал, что вещам присущи лишь первичные качества, а вторичные возникают в субъекте под влиянием тех или иных первичных качеств объекта.В гносеологии отдавал предпочтение рациональному познанию, называя чувственное познание «тёмным».Учил о всеобщей причинной обусловленности, ведущей к фатализму; цель познания - дать причинное объяснение явлений.Утверждал, что душа состоит из атомов; боги также не более чем видения, состоящие из лёгких атомов.

№ слайда 9 Софисты Первоначально словом «софист» («мудрец») в Греции обозначали людей, свед
Описание слайда:

Софисты Первоначально словом «софист» («мудрец») в Греции обозначали людей, сведущих в какой-либо области знания, мастерстве. С середины 5 в. до н.э. софистами стали называть учителей красноречия и философии, зарабатывавших преподаванием и изготовлением речей на заказ. Софисты внесли значительный вклад в развитие гуманитарных наук: риторики, филологии, учения об обществе и т. д. В своей устной деятельности и сочинениях софисты, стремясь не к истине, а к убедительности, использовали софизмы - эффектные, но логически неправильные умозаключения. Будучи первыми последовательными представителями субъективного идеализма, софисты отрицали наличие объективного бытия и возможность его познания. Софисты также настаивали на относительности (релятивизме) нравственных и эстетических оценок. Для софистов характерно критическое отношение к традиционному укладу жизни, традициям, обычаям, религии. Всё это может быть изменено в соответствии с новыми потребностями людей. Софистов подразделяют на старших (Протагор, Горгий, Продик и др.) и младших (Критий, Фрасимах и др.).

№ слайда 10 Протагор (480 - 410 гг. до н.э.) Один из самых известных софистов. Из его сочине
Описание слайда:

Протагор (480 - 410 гг. до н.э.) Один из самых известных софистов. Из его сочинений «Ниспровергающие речи» и «О богах» до нас дошли лишь фрагменты.Первый яркий представитель субъективного идеализма в истории философии. Знаменито высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, именно человек (субъект) является критерием достоверности всех явлений и качествВсё являющееся человеку истинно. Из двух противоположных мнений истинными являются оба, но лишь в отношении к породившему их сознанию. То есть все воззрения следует считать истинными и относительными. Объективное познание мира недостижимо, возможно лишь мнение. Вся действительность зависит от чувственного восприятия человеком. Таким образом воззрения Протагора близки к агностицизму.В отношении к бытию богов Протагор проявлял скептицизм: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и неясность вопроса и краткость жизни». Сочинение Протагора «О богах» было осуждено афинским ареопагом к сожжению, а сам Протагор изгнан из Афин и погиб при кораблекрушении.

№ слайда 11 Сократ (469-399 до н.э.) Древнегреческий философ, жил в Афинах; не оставил после
Описание слайда:

Сократ (469-399 до н.э.) Древнегреческий философ, жил в Афинах; не оставил после себя ни одного сочинения. О жизни и взглядах Сократа известно из произведений его учеников Платона и Ксенофонта.Считал бесполезными занятия естествознанием, поскольку природа ничему не может научить; человек - главный предмет философствования Сократа.Впервые высказал мысль о том, что наиболее точное знание есть знание, выраженное в понятиях.В отличие от софистов отрицал относительный характер истины и других духовных ценностей. Верил, что зло есть лишь результат незнания сущности блага. Свою деятельность сравнивал с ремеслом повитухи, помогающей родить (в данном случае - родить истину). Для философствования Сократа также характерна ироничность.Сократ сказал о себе: «Я знаю только то, что ничего не знаю».Был осуждён афинским судом за развращение молодёжи и придумывание новых богов. По приговору суда выпил чашу с ядом.

№ слайда 12 ПЛАТОН (427-347 до н.э.) Настоящее имя - Аристокл, Платоном (широким) прозван за
Описание слайда:

ПЛАТОН (427-347 до н.э.) Настоящее имя - Аристокл, Платоном (широким) прозван за атлетическое телосложение.Наибольшее воздействие на воззрения Платона оказал Сократ, ближайшим учеником которого и являлся Платон.После смерти Сократа Платон уезжает из Афин, путешествуя по культурным центрам Средиземноморья.Несколько раз Платон приезжал на Сицилию, пытаясь смягчить нрав сиракузского тирана Дионисия. Вернувшись в Афины, Платон основывает свою философскую школу - Академию, просуществовавшую около 1000 лет. На стене Академии было начертано: «Да не войдёт сюда никто не знающий геометрии».Платон - первый философ, от которого дошли почти все сочинения. Сочинения Платона написаны в художественной форме диалоговОсновные сочинения: «Пир», «Государство», «Законы»Главное действующее лицо диалогов - Сократ, от имени которого Платон выражает свои взгляды.Оказал огромное влияние на развитие философии. По мнению А. Уайтхеда, вся последующая философия есть лишь примечания к Платону

№ слайда 13 Учение Платона о бытии Платон является создателем первой последовательной систем
Описание слайда:

Учение Платона о бытии Платон является создателем первой последовательной системы объективного идеализма, учения, утверждающего, что первичным является духовное начало, существующее независимо от нашего сознания. Истинное, подлинное бытие не содержит никакой примеси не6ытия. Оно вечно, неизменно, неуничтожимо. Таким бытием Платон объявляет нематериальные идеи (эйдосы). Мир идей статичен. Мир идей помещается Платоном за небесным сводом. Мир идей устроен иерархически: частные идеи подчиняются более общим. Высшей идеей Платон называет идею блага. Материальный мир производен от идей, вторичен, зависим от них. Всё материальное является синтезом бытия и небытия, благодаря чему вещи всегда изменчивы, возникают и уничтожаются.

№ слайда 14 Учение Платона о познании Познание вечно текучей, непостоянной материи даёт лишь
Описание слайда:

Учение Платона о познании Познание вечно текучей, непостоянной материи даёт лишь мнение; достоверное, твёрдое знание мы можем получить лишь изучая идеи. Чувствами можно познать лишь материальные вещи, идеи же доступны лишь оторванному от чувств, умозрительному познанию. Чтобы достичь знания, следует отрешиться от чувств. Таким образом, Платон - последовательный рационалист. Настоящее знание не есть ни ощущение, ни даже правильное мнение с определением («Теэтет»). Познавать следует не единичные объекты, а общее. Всякое знание есть припоминание (анамнезис) того, что душа видела в мире идей. Основное правило познания: «Найти знание в самом себе», припомнить. Познание до опытно, априорно.

№ слайда 15 АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) Выдающийся древнегреческий мыслитель-энциклопедист
Описание слайда:

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) Выдающийся древнегреческий мыслитель-энциклопедист, занимавшийся всеми существовавшими в античности научными и философскими дисциплинами.Родился в семье врача в городе Стагиры (поэтому часто Аристотеля называют Стагирит).Учился в афинской Академии Платона, но вскоре разошёлся с учителем по многим вопросам и покинул Академию, сказав: «Платон мне друг, но истина ещё больший друг».Был приглашён к македонскому двору, где занимался воспитанием наследника престола, будущего знаменитого завоевателя Александра Македонского. Позже из восточного похода Александр присылал учителю редкие камни, растения, животных.В Афинах основывает свою философскую школу - Ликей. Учение Аристотеля получило название перипатетизм. После смерти Александра Аристотель как сторонник македонской партии был вынужден уехать из Афин на остров Эвбею, где спустя год и скончался.Сочинения написаны в строгой форме трактатов.

№ слайда 16 Учение Аристотеля о бытии Основное сочинение Аристотеля по вопросам онтологии -
Описание слайда:

Учение Аристотеля о бытии Основное сочинение Аристотеля по вопросам онтологии - «Метафизика». Метафизика изучает первые причины и сущности мира; то, что находится за природным, физическим. Учение о четырёх видах причин: 1. Материальная - Из чего состоит объект? 2. Формальная - Чем является объект? 3. Действующая - Благодаря чему возник объект? 4. Целевая - Ради чего возник объект? Аристотель выделяет первую материю - до воздействия на неё формы и вторую материю, являющуюся носителем определённой формы. Идеальное начало существует как форма каждой вещи. Любая вещь есть синтез материи и формы. Именно форма определяет, чем является вещь, т. е. её сущность. Материя является пассивным началом, вечной возможностью, а форма активным началом, действительностью. Всякое бытие выражается в категориях: 1. Количество, 2. Качество, 3. Место, 4. Время, 5. Отношение, 6. Положение, 7. Состояние, 8. Действие, 9. Страдание, 10. Сущность. Аристотель выступает против выделенного Платоном особого мира идей, утверждая, что не существует «чистых» идей, не связанных с материей. Кроме того, удвоение мира затрудняет, а не упрощает познание. Согласно Аристотелю, существуют лишь единичные материальные вещи, а не идеи.

№ слайда 17 Учение Аристотеля о познании Сборник работ Аристотеля, посвящённых гносеологии и
Описание слайда:

Учение Аристотеля о познании Сборник работ Аристотеля, посвящённых гносеологии и логике, получил название «Органон». Стремление к знанию - врождённое свойство людей и животных. Началом философии Аристотель считал удивление. Все науки делятся на теоретические и практические. Теоретические (первая философия, математика, физика) существуют ради чистого познания; практические же (этика, политика) - ради последующего применения в жизни. Теоретические науки выше практических, так как в практических знания существуют как средство, а в теоретических являются целью. Аристотель выступает против релятивистского скептицизма софистов, утверждая познаваемость объективно существующего мира.

№ слайда 18 Эллинско - римская философия В IV веке до н.э. в греческом мире происходят важны
Описание слайда:

Эллинско - римская философия В IV веке до н.э. в греческом мире происходят важные политические и экономические события. Среди них можно назвать Пелопонесскую войну – войну Афин со Спартой, которая привела к поражению и ослаблению Афин; возникновение империи Александра Македонского, которая после его смерти распадается на ряд государств. В дальнейшем возникает Римская республика, которая превращается в Римскую империю. Все эти сдвиги в бытии античного мира приводят к тому, что Греция теряет самостоятельное положение, она перестает быть культурным центром, превращается в провинцию античного мира. В то же время ее образованность и культура из национальных стали всемирными. Греческое культурное наследие стало господствующей силой в Римской империи. Все пошло вширь, зато снизился общий уровень философствования. Эта эпоха стала позднее называться эллинизмом, что буквально означало “подражание грекам”.

№ слайда 19 Две тенденции намечаются в развитии философии эллинизма Первая состоит в том, чт
Описание слайда:

Две тенденции намечаются в развитии философии эллинизма Первая состоит в том, что от философии отделяются и становятся самостоятельными конкретные науки Ранее философы были одновременно и учеными, они описывали также природу внешнюю и человеческую. Писали работы о сущности государства, по теории познания, логике, этике, эстетике, психологии, физике. Такими были Аристотель, Платон, Демокрит, Фалес, Парменид.Теперь же появляются люди, профессионально занимающиеся исключительно определенной наукой: Гиппократ, Архимед, Эвклид и др. Вторая тенденция состоит в том, что сама философия меняет свою направленность. Меняется стиль философствования.Раньше считалось, что философия самая прекрасная наука, потому что она самая бесполезная, существует для самой себя (Аристотель). Теперь же, в новую эпоху, возникает гигантское государство, необозримое для каждого отдельного человека, действующее по своим собственным законам. отдельный человек превращается в ничто. От философии ожидают практической пользы, что она будет руководством к житейской мудрости.

№ слайда 20 Стоицизм Одно из основных направлений эллинистической философии. Название произо
Описание слайда:

Стоицизм Одно из основных направлений эллинистической философии. Название произошло от портика в котором собирались первые стоики. Основоположник - Зенон Китионский (на рисунке), самые знаменитые представители - Хрисип, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др.Разделили философию на три части: физику, логику и этику.В «физике» эклектично сочетали элементы материализма и идеализма. Вслед за Гераклитом полагали, что мир состоит из огня и в конце космического цикла уничтожается пожаром. Весь мир наполнен огненной пневмой, содержащей разумные начала - семенные логосы, порождающие все вещи.Стоики - пантеисты: космос отождествляется ими с единым Богом.В «логике» выдвинули учение о внутреннем (мышление) и внешнем (речь) логосе. Большое внимание уделяли исследованию диалектики и языка.В области этики выдвигали идеал бесстрастного мудреца, руководствующегося исключительно разумом, стойко исполняющего свой долг, несмотря на все испытания и несчастья.

№ слайда 21 Философия стоиков Мир для стоиков предстает как единое мировое государство. Поэт
Описание слайда:

Философия стоиков Мир для стоиков предстает как единое мировое государство. Поэтому они считали себя гражданами мира, т.е. космополитами. Следование судьбе для них означало подчинение своего личного блага благу государства, каким бы оно ни было. В случае необходимости нужно принести государству в жертву даже свою жизнь. Поэтому многие стоики шли на государственную службу, рассматривая ее как свою судьбу. В логике стоики разрабатывали идеи, которые потом вошли в основу современной логики высказываний. Стоики ввели и само слово “логика”.

№ слайда 22 Марк Аврелий(121 - 180 гг.) Древнеримский император, философ-стоик, автор сочине
Описание слайда:

Марк Аврелий(121 - 180 гг.) Древнеримский император, философ-стоик, автор сочинения «К самому себе». Время правления Марка Аврелия - один из последних периодов стабильности Римской империи.Для мировоззрения Марка Аврелия характерно ощущение непрочности, бренности земного существования. Все дела человека ничтожны перед течением времени.Воззрения Марка Аврелия проникнуты разочарованностью и пессимизмом. В мире не может быть ничего нового, всё «сущая суета».Однако человек (а тем более правитель) не должен предаваться отчаянию. Надо действовать в соответствии с твёрдой системой нравственных принципов. Только действия, опирающиеся на справедливость, истину, благоразумие и мужество, могут оказаться спасительными для личности и общества.

№ слайда 23 Марк Туллий Цицерон (106- 43 гг. до н.э.) Древнеримский философ, политический де
Описание слайда:

Марк Туллий Цицерон (106- 43 гг. до н.э.) Древнеримский философ, политический деятель, ораторПровёл большую работу по популяризации греческой философии в Риме, подобрал латинские аналоги многим греческим философским терминамСклонялся к эклектизму - сочетанию наиболее ценного из наследия всех философских школОсновные философские работы: «Тускуланские беседы», «О природе богов»В качестве политического деятеля Цицерон был одним из последних приверженцев республики и погиб в ходе репрессий цезарианцев

№ слайда 24 Скептицизм Субъективно-идеалистическое направление в философии поздней античност
Описание слайда:

Скептицизм Субъективно-идеалистическое направление в философии поздней античности, утверждавшее непознаваемость мира и необходимость сомнения в любом утверждении о мире. «Скепсис» в переводе с греческого - «исследование». На множестве примеров показывали ограниченность и релятивность всякого знания. Сформулировали 10 принципов (тропов), обосновывающих скептические воззрения. Каждый вид животных, каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир, одни и те же вещи могут представляться по-разному. Тот же самый человек при различных обстоятельствах может по-разному судить об одной и той же вещи. Ни одному из возможных восприятий или суждений нельзя отдавать предпочтение перед другим. Основная цель скепсиса - достижение душевной невозмутимости (атараксии). Скептик, воздерживаясь от суждений, будет следовать законам государства, в котором он проживает Скептики противопоставляли себя «догматическим философам» и утверждали, что суждения людей о вещах произвольны и недоказуемы, поэтому следует воздерживаться от всяких суждений вообще. Именно в воздержании от суждений заключается суть скептического «эпоха». Основные представители античного скептицизма: Пиррон (3 в. до н. э.) и Секст Эмпирик (2 в. н. э.), автор труда «Против математиков». Последователи Пиррона – Тимон, Энисидем, Агриппа. Скептицизм возникает как течение на рубеже IV-III веков до н.э. Опирается на учения первых философов о текучести и изменчивости окружающего мира и противоречивости чувственных явлений, т.е. на Гераклита и Зенона. Субъективно-идеалистическое направление в философии поздней античности, утверждавшее непознаваемость мира и необходимость сомнения в любом утверждении о мире. «Скепсис» в переводе с греческого - «исследование».

№ слайда 25 Античная философия закончилась на неоплатонике Прокле, жившем в V веке н.э. У эт
Описание слайда:

Античная философия закончилась на неоплатонике Прокле, жившем в V веке н.э. У этого философа громадное наследие, состоящее из комментариев к Платону и к “Началам” Эвклида. До сих пор оно мало изучено. Официально античная философия окончилась в VI веке, когда в 529 году декретом императора Юстина была закрыта платоновская Академия в Афинах. Таким образом, античная философия просуществовала с VII-VI веков до н.э. по VI век, т.е. около 1000 лет.

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru