КУЛЬТУРОЛОГИЯ (в т.ч. Эстетика)Литература:1. Учебно-методический комплекс «Культурология». - Минск, МИУ, 2004.2. Учебно-методический комплекс «Культурология. Эстетика». - Минск, МИУ, 2006.3. Радугин А.А., Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах. - М., 2001.4. Культурология. Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., 1999.
ТЕМА: ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СТАТУС КУЛЬТУРОЛОГИИ. 1. Основные подходы к определению культуры.2. Культурология как наука.3. Эволюция представлений о культуре в истории европейской философии.
Подходы к определению культуры:Ценностный. Согласно данному подходу культура рассматривается как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.Нормативный, согласно которому содержание культуры составляют нормы, правила, стандарты поведения и стереотипы мышления.
Дидактический подход. Рассматривает культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически).Семиотический подход.Данный подход определяет культуру как совокупность знаков, текстов.Психологический подход. Указывает на связь культуры с психологией поведения людей и видит в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
Социологический. Согласно данному подходу культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
ВОПРОС №2.Культурология наука междисциплинарная, интегративная.Как отрасль гуманитарного знания культурология связана с такими общественными науками как:Философия (философия культуры);История (история культуры);Социология (социология культуры);Антропология (антропология культуры).Предметом культурологии выступает культура как особый, присущий только человеку способ жизнедеятельности, который раскрывает себя исторически
Культурология изучает:Культурные аспекты различных сфер общественной жизни (политической, экономической и т. д.);Особенности и достижения тех культур, которые составили основу развития мировой культуры (культуры Древнего мира, культуры Востока, античная культура, средневековая культура и т. д.), а также культуры различных этносов и наций;-Тенденции и перспективы развития современной культуры.
Этапы становления культурологии как области научного знания: Этнографический (1800 - 1860)Эволюционистский (1860 - 1895)Исторический (1895 - 1925)
В культурологии применяются следующие методы анализа культуры:Эволюционный;Сравнительно-исторический;Цивилизационно-типологический;Системный.
Основные задачи культурологии: Анализ культуры как системы культурных феноменов;исследование ментального содержания культуры;выявление связей между элементами культуры;исследование типологий культур;разрешение проблем социокультурной динамики.
Факторы, определившие возникновение культурологии:Осознание человечеством большого разнообразия культур, а также того, что каждая культура уникальна и неповторима.Осознание человечеством многочисленных кризисных явлений в культуре ХХ века.3. Стремление человечества выработать единые духовные ориентиры, создать условия для прогрессивного развития общества и его культуры.
ВОПРОС №3.Культурология как наука, окончательно оформившаяся в 20 веке, опирается на определенную философскую традицию.Для европейской культурологии основные исторические этапы данной традиции составляют Античность, Средние века и Новое время.
Античная философия.Древнегреческая традиция. Впервые тема культуры, проблема бытия человека в обществе обнаруживается в философии софистов (Протагор, Горгий), а также в философии Сократа.В древнегреческой философии аналогом понятия «культура» выступало понятие «пайдейя» (воспитание, образование).Культура как процесс воспитания и образования предполагала культивирование в человеке религиозности, патриотизма, гражданственности, свободы.
Римская традиция:В переводе с латинского, культура обозначает процесс обработки, возделывания земли, преобразования природы, с целью ее изменения. Впервые термин «культура» («culture») употребили римский писатель Катон, а также оратор Цицерон.
Эпоха Средневековья (5-15 века).В эпоху Средневековья доминирующим становится христианское мировоззрение.Осмысление культуры приобретает богословское звучание.Богословы эпохи Средневековья (Боэций, Августин Блаженный, Фома Аквинский) полагали, что: культура возникает через осознание человеком духовного родства с Богом, через духовное самосовершенствование.В основе средневекового представления о культуре лежит аскетический идеал личности (в его основе – образ человека духовного, страдающего, жаждущего искупления своих грехов).
Философия эпохи Нового времени (17- первая пол. 19 века) складывается под влиянием новаций и идей эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм).Идеи и ценности, определившие понимание культуры в философии эпохи Нового времени:приоритет научного знания;идеалы гуманизма (признание человека высшей ценностью общественного развития);идея прогрессивного развития обществаавтономность морали и личности по отношению к религии.В философии эпоху Нового времени формируется «классическая модель культуры» (И. Кант, Г. Гердер).
«Классическая модель культуры» – культура это результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных отношений.