ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯБЕССОЗНАТЕЛЬНОЕТРИ КЛАССА НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Происхождение психики Идеалистическая теория. Психика и материя – два начала, связанных, но несводимых друг к другуМатериалистическая теория. Психика есть свойство высокоорганизованной материи, возникшее в результате эволюции
Физиологическая основа психики – нервная система Поведение живых существ усложняется с развитием нервной системыРазвитие нервной системы связано с усложнением ее строения
Физиологическая основа психики – нервная система
Физиологическая основа психики – нервная система
Простейшие.низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде Реакция на биологически значимые свойства средыНет реакции на нейтральные раздражителиЭлементарные формы движений, слабые, нецеленаправленные
Кольчатые черви, брюхоногие моллюски Четкие реакции на нейтральные раздражителиРазвитая двигательная активностьАктивный поиск положи-тельных раздражителейЖесткие врожденные программы
Рыбы, насекомые, головоногие моллюски Сложное разнообразное движениеАктивный поиск положительных раздражителей, избегание негативныхПреобладание генетически запрограммированных компонентовРазвитое защитное поведение
Высшие позвоночныептицы, некоторые млекопитающие Высокоразвитые инстинктивные формы поведенияСпособность к научениюЭлементарные формы мышления
Обезьяны и др. высшие позвоночные (собаки, дельфины) Развитие исследовательских форм поведения с использованием ранее приобретенных знания и уменийМышление (выделение причинно-следственных связей)
Дальнейшее развитие психики идет за счет совершенствования высших психических функций ПамятьРечьМышление
Возникновение и развитие сознания Сознание можно определить как единство высших психических функций.Его возникновению и развитию способствовала совместная орудийная деятельность людей опосредованная речью
Возникновение и развитие сознания Орудия трудаТрудовая деятельность и общениеРечь
Психологические характеристики сознания Самосознание – ощущение себя познающим субъектомМысленное представление существующей и воображаемой действительностиСпособность контролировать свои поведенческие и психические состояния
Психологические характеристики сознания Наличие интеллектуальных схемСпособность к коммуникации при помощи знаковых систем
Роль языка в развитии сознания Знак – материальный объектЗначение – то, на что указывает знакСмысл – индивидуальный оттенок значения, связанный с личным опытом
Роль языка в развитии сознания Язык формирует два пласта сознания – пласт значений и пласт смыслов, которые составляют коллективное и индивидуальное сознание
Направление развития сознания Общее направление развития сознания – расширение сферы осознаваемого в себе и миреВнутри этого общего направления выделяют три частных
Рефлексивное - смещение фокуса рефлексии с окружающего мира на самое себяИсторическое – связано с изменением форм коллективного сознанияПонятийное – связано с языком. Расширение языка и проникновение в суть вещей взаимосвязаны
Бессознательное Бессознательное наряду с сознанием представлено во всех психических процессах и состоянияхОщущенияМышлениеЭмоции
Три класса неосознаваемых явлений Неосознаваемые автоматизмыНеосознаваемые механизмы сознательных действийНеосознаваемая установкаНеосознаваемое сопровождение сознательных действий
Три класса неосознаваемых явлений Неосознаваемые побудители сознательных действийНадсознательные процессы