Кафедра Философии и психологииПреподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена СлавовнаЗарождение философской мысли(древнеиндийская и древнекитайская философия)Для всех специальностей
План лекцииЗарождение философской мысли Общие закономерности проблематики философии Востока и ЗападаМифология как ранняя форма общественного сознанияЗарождение философии Различия философии Запада и Востока и особенности древневосточной философииДревнеиндийская философияДревнекитайская философия
Требования к знаниям, умениям и навыкамЗнанияОбщие закономерности развития философии Востока и ЗападаФилософию Древней Индии и ее главные философско-религиозные направленияФилософию Древнего Китая и ее основные школыПерсоналии и терминологию философии Индии и КитаяУмения и навыкиДавать сравнительную характеристику философии Востока и ЗападаВыявлять тенденции культурного диалога Востока и ЗападаВыявлять различие философских концепций Востока.
СодержаниеЗарождение философской мыслиКлючевые понятияУчебный материалВопросы для самопроверкиРекомендуемая литература
Ключевые понятияЗарождение философской мыслиАтманБрахманБуддаВедыДаосизмДхаммападаИндуизм«И-Цзин» («Книга перемен»)КонфуцианствоУпанишады
Учебный материалОбщие закономерности проблематики философии Востока и ЗападаМифология как ранняя форма общественного сознанияявляется основой для зарождения и западной, и восточной философии;ФилософияЗарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства: Древняя Индия – I тыс. до н.э., Китай – VI-Vв.в. до н.э., Греция – VII-VIвв.
Учебный материалСходства и различия философии Запада и ВостокаОбщие закономерности проблематики философии Востока и ЗападаФилософия и Запада и Востока обращены к общечеловеческим ценностям (добро и зло, справедливость и несправедливость, счастья и страдания и др.)Осмысление космологических проблем и личностного бытия человекаМетодологическая значимость (свойственно стремление к научному поиску истинного знания). Различия философии Запада и Востока Восточная философия сконцентрировалась на рассмотрении проблемы человека с точки зрения практики, западная философия многопроблемна и обращается к человеку, предлагая общие принципы бытия и познанияВосточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией, Западная философия более привержена научной методологии, иногда сильна атеистическая тенденция ( Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар…)
Учебный материалДревнеиндийская философияВЕДЫПервые священные книги – Веды (санскр. Знание):(Ригведа,Самаведа, Яджурведа,Атхарваведа) созданы племенами арийцев, пришедших из Средней Азии, Ирана и Поволжья в XVI в. до н.э.. УПАНИШАДЫФилософские комментарии к Ведам – Упанишады, согласно которым высшая объективная реальность- Брахма, единство целостной духовной субстанции – Брахман, индивидуальная душа – Атман, бессмертие, перерождение души согласно закону воздаяния – карма.
Учебный материалДревнеиндийская философияВедическая литература содержит знания из области земледелия, медицины, астрономии,ремесла, военной техники.Ведическая религия политеистична.Брахманизм возникает в начале I тыс.,освящая общественное неравенство (страдания людей несущественны, так как мир явлений – иллюзия, единственная реальнсоть – мировой дух)Джайнизм (VI в. до н.э.) –тоже поставил под сомнение ведические ценности.
Учебный материалБуддизмНачало распространения – V в.до.н.э. в Индии, Китае, Юго-Восточной АзииОснователь Сиддхартха Гаутама (Будда) (560-483 гг.до.н.э.)Главные идеиосвобождение от страдания и попытка преодолеть варно-кастовый строй.«Четыре благородные истины»Теория причинности (нет деяний, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире имеет свою причину)Непостоянство элементов (в мире нет ничего постоянного, ничто не может служить гарантией благополучия).«Срединный путь» (умеренность во всем).«Восьмеричный путь»
Учебный материалДревнекитайская философияДревнекитайские космологические концепции: духи (или божества) Ян и Инь – символы света и тьмы, положительного и отрицательного. Обретают характе космических сил, находящихся в постояном стремлении друг к другу. Благодаря этоу образуются: мироздание, общество, мораль.
Учебный материалДревнекитайская философияКосмогонические идеи были изложены в древнекитайском тексте «И-Цзин» («Книга перемен»)Период V-III вв. до н.э. – возникновение «ста философских школ» ( в т.ч. Даосизм (Лао-цзы и и Чжуан-цзы), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм – школа законников (Шан Ян)..
Учебный материалДаосизмОснователь Лао-цзы (604г.до н.э).«Дао» - путь звезд и добродетелей, закон Вселенной и человеческого поведенияГлавное произведение – «Дао де цзин» («Учение и Дао и дэ»).Главная идея – единство человека и неба. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел – покой и смирение.Основной принцип – теория недеянияЦель учения – самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью.Последователем Лао-цзы стал Чжуан-цзы (369-286гг. До н. э.).
Учебный материалКонфуцианствоГлавная идея Нравственное совершенствование на пути соблюдения правил и ритуаловОсновоположник – Конфуций (551-479 гг. до н. э.) Основные проблемы: Система этических нормПолитические вопросыПоведение личностиОбщественное управление
Учебный материалГлавные принципы конфуцианства«Жэнь» - «Чего не желаешь себе, того не делай другим»«Ли» - почтительность, «воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».«Чжэн-мин» - исправление имен. Каждый должен себя вести в соответствии своему знанию и должности «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».. «Цзюнь-цзы» - образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел людей умственной деятельности. Простолюдины должны обслуживать аристократическую элиту.«Вэнь» - просвещенность, образованность«Ди» - повиновение старшим по возрасту и должности«Чжун» - преданность государю, нравственный авторитет правительства. «Если власть не будет алчна, то и люди не будут воровать».
Учебный материалМоизм и легизмМОИЗМОсновоположник Мо-цзы (479-400 гг.до н. э.)- противник конфуцианства.Основная идея - предопределенной судьбы нет, необходимо помогать друг другу и заниматься общественно полезным трудом.Необходимо выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе. ЛЕГИЗМ Основатель легизма Шан Ян (390-338 гг. до.н.э.)Основная идея – человеколюбие – причина всех проступков, политика несовместима с нравственностьюразработал теорию деспотического государстваВместо убеждения необходимо принуждение
Приобретенные знанияЗнание персоналий и терминологии философии Индии и КитаяЗнание специфики философских школ Индии и КитаяЗнание общих закономерностей развития философии Востока и ЗападаЗнание тенденций культурного диалога Востока и Запада.
Вопросы для самопроверки Чем объяснить деление индийской философии на периоды?Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?Назовите основные заповеди буддизма.Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»?Что понимают под древнекитайской категорией «дао»?Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?
Задания для самопроверкиОтветить на вопросы тестаСиддхарта Гаутама Шакьямуни – создатель:Конфуцианства;Буддизма;Йоги.Укажите древнекитайский философский текст:«Упанишады»;«Книга перемен»;«Книга мертвых».В V в. до н. э. существовало сто философских школ:В Индии;В Египте;В Китае;В Греции.
Рекомендуемая литература 1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1997.2.Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов. – М., 2003.3.Философия: Учеб.пособие для вузов/Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.4. Ильин В. История философии: Учеб.для вузов. – СПб., 2003.5. Каратини Р. Введение в философию. – М., 2003.6. Современный философский словарь. – М., 1998.