1. Мифология как ранняя форма общественного сознания. 1. Мифология как ранняя форма общественного сознания. 2. Религия как предпосылка возникновения философии. 3. Древнеиндийская философия. 4. Буддизм. 5. Древнекитайская философия.
Миф – это одна из форм выражения человеком своего отношения к миру и опосредованного постижения социальных отношений определенной целостности. Миф – это одна из форм выражения человеком своего отношения к миру и опосредованного постижения социальных отношений определенной целостности. Это ответ (часто фантастический) на вопросы о возникновении мира, о смысле естественного порядка, о предназначении и содержании индивидуального человеческого существования.
Миф – означает «вымысел» «иллюзию», но также «священную традицию», значительное, служащие примером для подражания, сакральное. Миф – означает «вымысел» «иллюзию», но также «священную традицию», значительное, служащие примером для подражания, сакральное. Миф описывает проявление священного (сакрального) в мире.
МИФ – ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ МИФ – ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ Мифы связаны с древними архетипами –бессознательными прообразами, рождающимися в глубоких слоях человеческой психики (К.Юнг) Миф – человекообразующая машина (М.Мамардашвили) Миф – особый язык, надстраивающийся над естественным языком (К.Леви-Стросс) Мифы – система зашифрованных знаний (Ф.Бэкон)
Мышление – высшая ступень познания, осуществляемого с помощью абстрактных логических категорий Мышление – высшая ступень познания, осуществляемого с помощью абстрактных логических категорий
Синкретизм – (греч. – соединение) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления. Синкретизм – (греч. – соединение) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления. Диалектичность. Диалектика – учение о взаимосвязи явлений и наиболее общих законах природы, общества и мышления. Образцовость. Все в мифе – образец для подражания. Антропоморфизм - объяснение явлений природы по аналогии с человеком.
Космогонические мифы ( мифы о небесных явлениях) Космогонические мифы ( мифы о небесных явлениях) Эсхатологические мифы. Эсхатология – учение о конце мира. Героические мифы Объяснительные или философские мифы Мифы созданные для распространения нравственных учений
Объяснение причин происхождения явления и оправдание сущности этого явления Объяснение причин происхождения явления и оправдание сущности этого явления Аксиологическая (формирование и закрепление системы ценностей) Поиск единства природы и общества, мира и человека Связь прошлого с настоящим, духовная связь поколений Формирование коллективного представления
Сходство
Сходство
1. Миф есть особая форма мировоззрения. 1. Миф есть особая форма мировоззрения. 2. Многогранное содержание мифа не нуждается в научном и религиозном толковании. 3. От мифологической формы мышления человечество перешло к более сложным и совершенным формам мышления.
Религия – это особый способ миропонимания, основанный на глубокой вере в сверхъестественное. Религия – это особый способ миропонимания, основанный на глубокой вере в сверхъестественное. Любая религия имеет три признака: − вера в сверхъестественные силы − объект поклонения − ритуалы
РЕЛИГИЯ - ОДНА ИЗ РАННИХ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РЕЛИГИЯ - ОДНА ИЗ РАННИХ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Религия возникает из обоготворения небесных явлений (М.Мюллер) Религия возникает из непонимания человеком своего состояния (сон, смерть, болезнь) (Э.Тейлор) Религия возникает как необходимость контролирования инстинктов человека (З.Фрейд) Религия появляется для угнетения одним классом другого (К.Маркс) Религия возникает из невежества людей
Тотемизм – ранняя форма религии, в основе которой лежит глубокая вера в кровное родство человека и живой природы Тотемизм – ранняя форма религии, в основе которой лежит глубокая вера в кровное родство человека и живой природы ВИДЫ ТОТЕМИЗМА
ВЛИЯНИЕ ТОТЕМИЗМА НА РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ВЛИЯНИЕ ТОТЕМИЗМА НА РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Развивалась производственная деятельность Регулировалась численность промысловых животных, а также родового коллектива Обряды фиксировали знания Формировался коллективизм как особая форма социальных связей родовой общины Формируются моральные и правовые нормы поведения Формируются элементы дихотомического мышлени Дихотомия – рассечение объекта на две части
МАГИЯ – вера в непосредственное воздействие человека сверхъестественным путем на предметы, людей и т.д. МАГИЯ – вера в непосредственное воздействие человека сверхъестественным путем на предметы, людей и т.д. В магии формируются представления о другом мире, невидимом человеку (сверхсилы, существующие сами по себе). Так совершался переход от непосредственного осязания к абстрактному мышлению.
АНИМИЗМ (анима – дух, душа) – это религия основанная на вере в духов, которые управляют людьми, животными, явлениями мира АНИМИЗМ (анима – дух, душа) – это религия основанная на вере в духов, которые управляют людьми, животными, явлениями мира Анимизм – более сложная, чем магия, форма религия
ЗНАЧЕНИЕ АНИМИЗМА ЗНАЧЕНИЕ АНИМИЗМА 1.Углубляются человеческие представления о времени и пространстве 2. Отделение души от тела возносит человеческое мышление на новый уровень. Развивается абстрактное мышление 3.Создаются предпосылки для индивидуализма (воображение – появление индивидуального) подхода
НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ – ЭТО РЕЛИГИЯ ОДНОГО НАРОДА НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ – ЭТО РЕЛИГИЯ ОДНОГО НАРОДА ЧЕРТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕЛИГИИ 1. Наличие единого культа для народа 2. Создание единых ритуалов и обрядности 3. Переход от поклонения абстрактным духам к новому объекту – божеству Национальные религии могут быть:
МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ – это религия, моральные нормы которой обращены ко всем людям без исключения, вне зависимости от их расовой, классовой или половой принадлежности МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ – это религия, моральные нормы которой обращены ко всем людям без исключения, вне зависимости от их расовой, классовой или половой принадлежности МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
Христианство возникает в I в. д.н.э. в Палестине на основе национальной религии иудаизма Христианство возникает в I в. д.н.э. в Палестине на основе национальной религии иудаизма ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА 1. Признание одного бога, милосердного и любящего 2. Идея спасения – мессианства (мессия – спаситель) 3. Идея равенства всех людей перед богом 4. Новая модель мироздания, творцом которого является единый бог
Ислам возникает в VII в. н.э. на Аравийском полуострове на основе синтеза восточных религий и христианства Ислам возникает в VII в. н.э. на Аравийском полуострове на основе синтеза восточных религий и христианства ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСЛАМА 1. Почитание и покорность одному богу Аллаху 2. Истинным пророком является Магомет 3. Вера в воскрешение мертвых и наказание грешников 4. Вера в божественное предопределение человеческой судьбы Заповеди ислама: пятикратная молитва, омовение перед молитвой, налог в пользу бедных, пост, участие в священной войне (джихад)
Выводы Выводы 1. Развитие религий являлось развитием человеческого мышления (от примитивной веры к абстрактным понятиям) 2. Религия из предпосылки философии становится формой, в которой философия развивается
ВЕДЫ ВЕДЫ Первые священные книги – Веды (санскр. Знание):(Ригведа,Самаведа, Яджурведа,Атхарваведа) созданы племенами арийцев, пришедших из Средней Азии, Ирана и Поволжья в XVI в. до н.э. УПАНИШАДЫ Философские комментарии к Ведам – Упанишады, согласно которым высшая объективная реальность- Брахма, единство целостной духовной субстанции – Брахман, индивидуальная душа – Атман, бессмертие, перерождение души согласно закону воздаяния – карма.
Ведическая литература содержит знания из области земледелия, медицины, астрономии,ремесла, военной техники. Ведическая литература содержит знания из области земледелия, медицины, астрономии,ремесла, военной техники. Ведическая религия политеистична. Брахманизм возникает в начале I тыс.,освящая общественное неравенство (страдания людей несущественны, так как мир явлений – иллюзия, единственная реальнсоть – мировой дух) Джайнизм (VI в. до н.э.) –тоже поставил под сомнение ведические ценности.
БУДДИЗМ Начало распространения – V в.до.н.э. в Индии, Китае, Юго-Восточной Азии Основатель Сиддхартха Гаутама (Будда) (560-483 гг.до.н.э.) Главные идеи - освобождение от страдания и попытка преодолеть варно-кастовый строй.
БУДДИЗМ В центре буддийской философии – учение о 4-х благородных истинах
Восемь ступеней духовного возвышения Восемь ступеней духовного возвышения
Древнекитайские космологические концепции: Древнекитайские космологические концепции: духи (или божества) Ян и Инь – символы света и тьмы, положительного и отрицательного. Обретают характер космических сил, находящихся в постоянном стремлении друг к другу. Благодаря этому образуются: мироздание, общество, мораль.
ДАОСИЗМ ДАОСИЗМ Основатель Лао-цзы (604г.до н.э). «Дао» - путь звезд и добродетелей, закон Вселенной и человеческого поведения Главное произведение – «Дао де цзин» («Учение и Дао и дэ»). Главная идея – единство человека и неба. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел – покой и смирение. Основной принцип – теория недеяния Цель учения – самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. Последователем Лао-цзы стал Чжуан-цзы (369-286гг. До н. э.)
КОНФУЦИАНСТВО КОНФУЦИАНСТВО Главная идея Нравственное совершенствование на пути соблюдения правил и ритуалов Основоположник – Конфуций (551-479 гг. до н. э.) Основные проблемы: − Система этических норм − Политические вопросы − Поведение личности − Общественное управление
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА «Жэнь» - «Чего не желаешь себе, того не делай другим» «Ли» - почтительность, «воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим». «Чжэн-мин» - исправление имен. Каждый должен себя вести в соответствии своему знанию и должности «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА «Цзюнь-цзы» - образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел людей умственной деятельности. Простолюдины должны обслуживать аристократическую элиту. «Вэнь» - просвещенность, образованность «Ди» - повиновение старшим по возрасту и должности «Чжун» - преданность государю, нравственный авторитет правительства. «Если власть не будет алчна, то и люди не будут воровать».
МОИЗМ МОИЗМ
Использование материалов презентации Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.