Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» Курс лекций История экономической мысли Заслуженный деятель науки РФ,доктор экономических наук, профессоракадемик МАН ЕвразияСеменкова Татьяна Георгиевна Для студентов финансово-экономических вузов
ТЕМА ЛЕКЦИИ 15 Школа Русский циклизм Н. Я. ДАНИЛЕВСКИЙ и М.И. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
Подзаголовок Становление Истории экономических учений как самостоятельной науки в РОССИИ
Лекция включает проблемы: 1 ДАНИЛЕВСКИЙ - основатель цивилизационной ТЕОРИИ 2 Туган-Барановский. Развитие теории экономических ЦИКЛОВ
Вопрос 1 ДАНИЛЕВСКИЙ основатель цивилизационной теории
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822 -1885) мыслитель, естествоиспытатель экономист, историк, философ
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич родился в дворянском имении Орловской губернии Царскосельский лицей окончил в 1842 В Петербурге учился в университете Сдал магистерские экзамены в1849 году Умер в Тифлисе 7 ноября 1885г.
Данилевский был увлечён взглядами социалистов-утопистов Западной Европы: Анри Сен-Симон родился в Париже в 1760г. Создал «Проект новой индустриальной системы» Шарль Фурье – теоретик утопического социализма во Франции Роберт Оуэн создал учение об ассоциации в Англии
В период с 1844 по 1848 г. Данилевский – активный участник кружка петрашевцев Выступил с докладом о жизни и творчестве французского социалиста-утописта Шарля Фурье
Летом 1849г. Данилевский был арестован и заключён в Петропавловской крепости Затем был сослан в Вологду. С 1852 г. служил в Самаре
Первоначально научная деятельность Данилевского посвящена ботанике, изучению рыболовства Данилевский был во многих экспедициях: на Волге, в Ледовитом океане, в Чёрном Каспийском и Азовском морях В Крыму был директором Никитского ботанического сада
основное направление исследований Данилевского: разработка цивилизационной теории
ДАНИЛЕВСКИЙ исследовал проблемы смены ЦИВИЛИЗАЦИЙ Смены культурно - исторических типов и судьбы славянского мира
Данилевский заложил основы концепции пространственно- временной локализации явлений культуры Его считают предтечей теории ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.
Главная работа Данилевского «РОССИЯ и ЕВРОПА» посвящена поиску особого пути развития России, исследованию культурно – исторических отношений славянского и германо-романского миров
Он был против отождествления европейской цивилизации с общечеловеческой Данилевский отрицал наличие единой общечеловеческой цивилизации Он обосновывал идею множественности человеческих культур и типов цивилизаций
Заслуга Данилевского - применение принципов естественных наук к экономическим явлениям В истории русской мысли он первый поставил проблему единства природы и истории
Исследование творчества Данилевского в литературе ХХ века велось в двух направлениях: Первое - рассматривало Данилевского как философа истории, ищущего основы эволюции общества Второе – исследовало поиск Данилевским особого пути развития России
В основе его концепции культурно-исторических типов лежит этнопсихологический подход Возникновение и смену ивилизаций он рассматривал с позиций психологических особенностей этнической общности
Данилевский утверждал: 1. материальная культура имеет тенденцию распространяться повсеместно, проникая во все цивилизации
Данилевский так же утверждал, что 2. нематериальная культура не в состоянии охватить другие цивилизации, за исключением их отдельных «элементов». Так писал о Данилевском Питирим Сорокин
Идея циклизма Данилевский выделял много цивилизаций, каждая из которых проходила ряд стадий (циклов)
Стадии, присущие каждой цивилизации 1. Длительный период формирования – этно - демографический 2. Короткий – духовная деятельность 3. Период дряхления, когда иссекает творческая деятельность , наступает апатия
Особенность теории Данилевского: каждая цивилизация самодостаточна Цивилизации самостоятельно существующие не сравнимы, у каждой есть свои особенности
Исследование Данилевским особого пути развития России – имеет три различных аспекта Первый аспект - панславизм. Второй – неизбежность возникновения Всеславянского союза и богоизбранность славянства. Третий – анализ противостояния славянского культурно-исторического типа и европейской культуры
Славянский культурный тип самодостаточный
Данилевский с огорчением отмечал чрезмерное увлечение русской интеллигенции «западничеством» и недооценку особенностей российской национальной модели экономики
Вопрос 2 МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ о будущем обществе
ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ (1865-1919)
ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ Родился в 1865 дворянской семье Поступил на физмат Харьковского университета, и исключён в 1889 удостоен учёной степени кандидата
С будущей женой Лидией Давыдовой, познакомился на Эйфелевой башне в Париже Её неожиданную смерть было трудно пережить – отчаяние, горе безразличие ко всему, — но всё преодолел и встал на новый жизненный путь
Туган-Барановский совершил поворот в развитии теории экономических циклов
Данилевский рассматривал циклы с позиций теории сбережения – и инвестирования
Данилевский рассматривал циклы с точки зрения теории сбережения – и инвестирования Он провёл аналогию с паровой машиной: накопление ссудного капитала – роль пара в цилиндре
Туган-Барановский вёл научные исследования по вопросам: Периодичность Циклов История политической экономии Пути развития кооперации Бумажные деньги. Теория Будущее общество Этический социализм
Заслуга Туган-Барановского он привлёк внимание Запада к экономической МЫСЛИ РОССИИ
Туган-Барановский ИССЛЕДОВАЛ экономические проблемы, стоявшие перед Россией (денежно-финансовую, и земельно-аграрную ) Главным для него был поиск, нравственно безупречного и экономически эффективного ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА
Этический социализм Туган-Барановского Будущее общество – социализм В основе социализма лежит ЭТИЧЕСКАЯ идея ВЕРХОВНОЙ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
СОЦИАЛИЗМ теории по алфавиту Анархо-синдикализм Буддийский коммунизм Гильдейский с-м Государственный Демократический Истинный с-м Исламский с-м Кооперативный Корпоративный
Туган-Барановский был ХОРОШО ЗНАКОМ С УЧЕНИЕМ Карла Маркса Но свое исследование вёл в русле, критического осмысления УЧЕНИЯ МАРКСА. Он писал: «Моё отношение к Марксу- не противника и не ученика, а САМОСТОЯТЕЛЬНОГО исследователя»
Туган-Барановский утверждал, что при капитализме существует антагонизм интересов Господство над вещами (средствами производства) даёт возможность ГОСПОДСТВА НАД ЛЮДЬМИ. Большинство населения служит средством УВЕЛИЧЕНИЯ БОГАТСТВА для МЕНЬШИНСТВА
Туган-Барановский: При социализме в социалистическом обществе ЧЕЛОВЕК станет ВЫСШЕЙ, ГЛАВНОЙ ЦЕННОСТЬЮ, а развитие каждой личности – ГЛАВНОЙ общественной ЦЕЛЬЮ
Туган-Барановский считал, что ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ ЛЮДИ и их потребности БУДУТ РАВНЫ Общественное устройство будет основано на РАВЕНСТВЕ, обязательно полное удовлетворение духовных, физических и материальных человеческих потребностей
Философским и нравственным кредо ученого стала идея верховной ценности человеческой личности
Роль учения Туган-Барановского об экономических циклах ОН СОЗДАЛ ОРИГИНАЛЬНУЮ НАУЧНУЮ ШКОЛУ ОБОГАТИВШУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ и МИРОВУЮ НАУКУ END