Курс лекций История экономической мысли Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор академик МАН Евразия Семенкова Татьяна Георгиевна
ТЕМА ЛЕКЦИИ 15 Школа Русский циклизм Н. Я. ДАНИЛЕВСКИЙ и М.И. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
Подзаголовок Становление Истории экономических учений как самостоятельной науки в РОССИИ
Лекция включает проблемы: 1 ДАНИЛЕВСКИЙ - основатель цивилизационной ТЕОРИИ 2 Туган-Барановский. Развитие теории экономических ЦИКЛОВ
Вопрос 1 ДАНИЛЕВСКИЙ основатель цивилизационной теории
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822 -1885) мыслитель, естествоиспытатель экономист, историк, философ
Данилевский был увлечён взглядами социалистов-утопистов Западной Европы: Анри Сен-Симон родился в Париже в 1760г. Создал «Проект новой индустриальной системы» Шарль Фурье – теоретик утопического социализма во Франции Роберт Оуэн создал учение об ассоциации в Англии
В период с 1844 по 1848 г. Данилевский – активный участник кружка петрашевцев Выступил с докладом о жизни и творчестве французского социалиста-утописта Шарля Фурье
Летом 1849г. Данилевский был арестован и заключён в Петропавловской крепости Летом 1849г. Данилевский был арестован и заключён в Петропавловской крепости Затем был сослан в Вологду. С 1852 г. служил в Самаре
Первоначально научная деятельность Данилевского посвящена ботанике, изучению рыболовства Данилевский был во многих экспедициях: на Волге, в Ледовитом океане, в Чёрном Каспийском и Азовском морях В Крыму был директором Никитского ботанического сада
основное направление исследований Данилевского: основное направление исследований Данилевского: разработка цивилизационной теории
ДАНИЛЕВСКИЙ исследовал проблемы смены ЦИВИЛИЗАЦИЙ Смены культурно - исторических типов и судьбы славянского мира
Данилевский заложил основы концепции Данилевский заложил основы концепции пространственно- временной локализации явлений культуры Его считают предтечей теории ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.
Главная работа Данилевского «РОССИЯ и ЕВРОПА» посвящена поиску особого пути развития России, исследованию культурно – исторических отношений славянского и германо-романского миров
Он был против отождествления европейской цивилизации с общечеловеческой Данилевский отрицал наличие единой общечеловеческой цивилизации Он обосновывал идею множественности человеческих культур и типов цивилизаций
Заслуга Данилевского - применение принципов естественных наук к экономическим явлениям В истории русской мысли он первый поставил проблему единства природы и истории
Исследование творчества Данилевского в литературе ХХ века велось в двух направлениях: Первое - рассматривало Данилевского как философа истории, ищущего основы эволюции общества Второе – исследовало поиск Данилевским особого пути развития России
В основе его концепции культурно-исторических типов лежит этнопсихологический подход В основе его концепции культурно-исторических типов лежит этнопсихологический подход Возникновение и смену ивилизаций он рассматривал с позиций психологических особенностей этнической общности
Данилевский утверждал: 1. материальная культура имеет тенденцию распространяться повсеместно, проникая во все цивилизации
Данилевский так же утверждал, что Данилевский так же утверждал, что 2. нематериальная культура не в состоянии охватить другие цивилизации, за исключением их отдельных «элементов». Так писал о Данилевском Питирим Сорокин
Идея циклизма Данилевский выделял много цивилизаций, каждая из которых проходила ряд стадий (циклов)
Стадии, присущие каждой цивилизации 1. Длительный период формирования – этно - демографический 2. Короткий – духовная деятельность 3. Период дряхления, когда иссекает творческая деятельность , наступает апатия
Особенность теории Данилевского: каждая цивилизация самодостаточна Цивилизации самостоятельно существующие не сравнимы, у каждой есть свои особенности
Исследование Данилевским особого пути развития России – имеет три различных аспекта Первый аспект - панславизм. Второй – неизбежность возникновения Всеславянского союза и богоизбранность славянства. Третий – анализ противостояния славянского культурно-исторического типа и европейской культуры
Славянский культурный тип самодостаточный Славянский культурный тип самодостаточный
Данилевский с огорчением отмечал чрезмерное увлечение русской интеллигенции «западничеством» и недооценку особенностей российской национальной модели экономики
Вопрос 2 МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ о будущем обществе
ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ (1865-1919)
ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
С будущей женой Лидией Давыдовой, познакомился на Эйфелевой башне в Париже
Туган-Барановский совершил поворот в развитии теории экономических циклов
Данилевский рассматривал циклы с позиций теории сбережения – и инвестирования
Данилевский рассматривал циклы с точки зрения теории сбережения – и инвестирования Он провёл аналогию с паровой машиной: накопление ссудного капитала – роль пара в цилиндре
Туган-Барановский Туган-Барановский вёл научные исследования по вопросам: Периодичность Циклов История политической экономии Пути развития кооперации Бумажные деньги. Теория Будущее общество Этический социализм
Заслуга Туган-Барановского он привлёк внимание Запада к экономической МЫСЛИ РОССИИ
Туган-Барановский ИССЛЕДОВАЛ экономические проблемы, стоявшие перед Россией (денежно-финансовую, и земельно-аграрную ) Главным для него был поиск, нравственно безупречного и экономически эффективного ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА
Этический социализм Туган-Барановского Будущее общество – социализм В основе социализма лежит ЭТИЧЕСКАЯ идея ВЕРХОВНОЙ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
СОЦИАЛИЗМ теории по алфавиту Анархо-синдикализм Буддийский коммунизм Гильдейский с-м Государственный Демократический Истинный с-м Исламский с-м Кооперативный Корпоративный
Туган-Барановский был ХОРОШО ЗНАКОМ С УЧЕНИЕМ Карла Маркса Но свое исследование вёл в русле, критического осмысления УЧЕНИЯ МАРКСА. Он писал: «Моё отношение к Марксу- не противника и не ученика, а САМОСТОЯТЕЛЬНОГО исследователя»
Туган-Барановский утверждал, что при капитализме существует антагонизм интересов Господство над вещами (средствами производства) даёт возможность ГОСПОДСТВА НАД ЛЮДЬМИ. Большинство населения служит средством УВЕЛИЧЕНИЯ БОГАТСТВА для МЕНЬШИНСТВА
Туган-Барановский: При социализме в социалистическом обществе ЧЕЛОВЕК станет ВЫСШЕЙ, ГЛАВНОЙ ЦЕННОСТЬЮ, а развитие каждой личности – ГЛАВНОЙ общественной ЦЕЛЬЮ
Туган-Барановский считал, что ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ ЛЮДИ и их потребности БУДУТ РАВНЫ Общественное устройство будет основано на РАВЕНСТВЕ, обязательно полное удовлетворение духовных, физических и материальных человеческих потребностей
Философским и нравственным кредо ученого стала идея верховной ценности человеческой личности
Роль учения Туган-Барановского об экономических циклах ОН СОЗДАЛ ОРИГИНАЛЬНУЮ НАУЧНУЮ ШКОЛУ ОБОГАТИВШУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ и МИРОВУЮ НАУКУ END