Тема 8. Организационная культура
План лекции Понятие, структура и содержание организационной культуры. Развитие организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Национальные аспекты в организационной культуре
Организационная культура – это набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации
Субъективная ОК : герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, восприятие языка общения и лозунгов. Субъективная ОК служит основой формирования управленческой культуры, то есть стилей руководства и решения проблем руководителями, их поведения в целом.
Объективная ОК: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, кафетерии, комнаты приема, стоянки и сами автомобили. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация.
Ф. Харрис и Р. Моран сознание себя и своего места в организации коммуникационная система и язык общения внешний вид, одежда и представление себя на работе что и как едят люди, привычки и традиции в этой области осознание времени, отношение к нему и его использование взаимоотношения между людьми ценности и нормы вера во что-то и отношение или расположение к чему-то процесс развития работника и научение трудовая этика и мотивирование
Ким С. Камерон Роберт Э. Куинн
Содержательные измерения организационной культуры доминантные характеристики организации стиль лидерства отношение к сотрудникам и условия труда связующая сущность организации (механизмы, удерживающие работников вместе) стратегические приоритеты организации критерии успеха (как определяется победа, что именно вознаграждается и чествуется)
2 Развитие организационной культуры 2.1 Формирование ОК 2.2 Поддержание ОК 2.3 Изменение ОК
Проблемы адаптации и выживания Миссия и стратегия Цели Средства Контроль Коррекция
Проблемы внутренней интеграции Общий язык и концептуальные категории Границы групп и критерии вхождения и выхода из групп Власть и статус Личностные отношения Награждения и наказания Идеология и религия
Поддержание ОК Сила культуры организации определяется тремя моментами: «толщиной» культуры степенью разделяемости культуры членами организации ясностью приоритетов культуры
МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ОК Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. Моделирование ролей, обучение и тренировка. Критерии определения вознаграждений и статусов. Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Организационные символы и обряды.
МЕТОДЫ ИЗМЕНЕНИЯ ОК Изменение объектов и предметов внимания со стороны менеджеров Изменение стиля управления кризисом или конфликтом Перепроектирование ролей и изменение фокуса в программах обучения Изменение критерия стимулирования Смена акцентов в кадровой политике Смена организационной символики и обрядности
3 Влияние культуры на организационную эффективность
МОДЕЛЬ САТЕ кооперация между индивидами и частями организации принятие решения; контроль; коммуникации; посвященность организации; восприятие организационной среды; оправдание своего поведения.
Подходы к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации Игнорируется культура, серьезным образом препятствующая эффективному внедрению стратегии Система управления подстраивается под существующую в организации культуру
Подходы к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации (продолжение) Делаются попытки изменить культуру таким образом, чтобы она подходила для выбранной стратегии Изменяется стратегия с целью ее подстраивания под существующую культуру
4 Национальные аспекты в организационной культуре
МОДЕЛЬ Г. ХОФШТЕДЕ дистанция власти; индивидуализм-коллективизм; мужественность-женственность; стремление избежать неопределенности; долгосрочность или краткосрочность ориентаций.
Модель У. Оучи
Спасибо за внимание!