Организационная культура как мультидисциплинарный объект изучения Круглый стол (технология)Сатикова С.В.
Круглый стол Часть 1. Организационная культура Часть 2. Круглый стол - технология
Организационная культура Основные определения, подходы, классификации, спорные вопросы
Культура Культура - (от лат. Culture - возделывание, воспитание) рассматривается разными авторами как: исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культура сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном месте, времени или ситуации;отличительная особенность человеческих групп, состоящая из явных и неявных паттернов поведения.
Культура Человеческая культура в целом рассматривается как комплекс систем ценностей, норм, знаний и символов, которые регулируют жизнедеятельность той или иной социальной общности. Этот комплекс состоит из отдельных подсистем.
Культура Культура в широком смысле включает в себя: предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и этического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). В более узком смысле – сфера духовной жизни людей.
Организационная культура Организационная культура это культура, выражающая себя в системе отношений сложившейся в данной организации.это моральные, социальные и поведенческие нормы, действующие в организации, основанные на убеждениях, установках и приоритетах ее членов.
Организационная культура это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной организации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющейся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды
Концепции ОК: Феноменологическая - рассматривает организационную культуру как выражение самой сути организации, как то, чем она является по существу. Культура – это то, чем организация является. С этой позиции организация понимается и анализируется как открытая, саморазвивающаяся система, описываемая в терминах экспрессивных, мыслительных или символических аспектов.
Концепции ОК: Рационально-прагматическая - формирование организационной культуры преимущественно зависит от процессов, происходящих внутри организации.Культура рассматривается как одна из организационных подсистем, выполняющая функции адаптации организации к окружающей среде и идентификации ее сотрудников.
Концепции ОК: Рационально-прагматическая -. Культура рассматривается как набор приемов и правил решения проблем, внешней адаптации и внутренней интеграции, работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность. (Т.е. социальная технология)
Концепции ОК: Психолого-метафорическая – рассматривает культуру как особое проявление коллективной психики организации.Как целостная система, интегрирующая в себе все элементы организации, выполняющая роль «связующего звена» для любого предприятия, превращая его из набора функций и подразделений в живой организм. (Т.е. душа организации)
Концепции ОК: Психолого-метафорическая Культура как метафора, образная характеристика организации (наряду с давно существующими сравнениями организации с механизмом и организмом). Культура является ещё одним способом постижения организационной реальности.Культура – набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. (Т.е. мировоззрение, массовое сознание организации)
Организационная культура Основные классификации:По объекту (что приоритетно)По субъекту (кто определяет)По направленности (на что)По времени (когда)По функции (для чего)Смешанные
Организационная культура Спорные моменты:Материальность/идеальностьУровневость Состав Управляемость Эффективность
Технология проведения круглого стола
Технология проведения круглого стола КРУГЛЫЙ СТОЛ форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке, первоначально — сидя за столом, имеющим круглую форму. Представление о круглом столе как символе равенства и благородства восходит к легендам о рыцарях Круглого стола.
Технология проведения круглого стола способ организации совместной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи (любой); технология, позволяющая, используя систему логически обоснованных доводов, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения.
Технология проведения круглого стола позволяет: сопоставляя противоположные позиции, дать возможность участникам увидеть проблему с разных сторон; уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции партнеров; выработать групповое решение и т.д.
Технология проведения круглого стола
Технология проведения круглого стола Участники круглого стола:Модератор от лат. Moderare – смягчение, сдерживаниеФункции: организация, регуляция, фасилитация, подведение итогов.
Технология проведения круглого стола Спикеры – выступающие по теме.Могут быть спонтаннымиМогут быть подготовленными.
Технология проведения круглого стола Возможны дополнительные участники и зрители.
Технология проведения круглого стола Этапы проведенияПодготовительныйДискуссионныйАналитический
Технология проведения круглого стола Дискуссионный этап включает:КонтактПостановку проблемыОбсуждение Подведение итоговЗавершение
Технология проведения круглого стола Базовые процессы:Вербализация ВизуализацияПрезентацияОбратная связь