Тема 7. Управление организационными изменениями
План лекции Природа организационных изменений Сопротивление изменениям Управление организационными изменениями Процесс организационного развития
Перемены внутри организации обычно происходят как реакция на перемены во внешней среде
Изменение в любой части организации, как правило оказывает влияние на всю организацию
Любые организационные изменения связаны с определенными издержками
2 Сопротивление изменениям
Под сопротивлением изменениям понимаются любые поступки работников, направленные на дискредитацию, задержку или противодействие осуществлению перемен в процессе труда
ПРИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЙ: дискомфорт, вызванный самой природой изменения (неуверенность в правильности технических решений; страх неизвестности; угрозы безопасности); методы проведения изменений (авторитарный подход; ограничения в информации); ощущение несправедливости, вызванное тем, что выгоды проводимых работниками изменений присваиваются кем-то другим.
ВИДЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ: Логическое сопротивление Психологическое сопротивление Социологическое сопротивление
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ Время, необходимое для адаптации Возможность создания нежелательных условий (понижение квалификации) Экономические издержки Вызывающая сомнения техническая целесообразность изменений
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ Страх неизвестности Неумение адаптироваться к переменам Антипатия к менеджменту или агентам перемен Неверие в других людей Потребность в безопасности; желание сохранить статус-кво
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛОГИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ГРУППОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ Политические коалиции Поддержка групповых ценностей Локальные, ограниченные интересы Законные интересы Желание сохранить дружеские отношения
3 Управление организационными изменениями
МОДЕЛЬ ГРЕЙНЕРА Давление и побуждение Посредничество и переориентация внимания Диагностика и осознание Нахождение нового решения и обязательства по его выполнению Эксперимент и выявление Подкрепление и согласие
Три стадии изменений «размораживание» проведение изменений «замораживание»
Способы реализации изменений Введение новых поддерживающих сил Устранение сдерживающих сил Усиление действия одной из поддерживающих сил Ослабление действия одной из сдерживающих сил Преобразование сдерживающей силы в поддерживающую
ПОЗИТИВНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ШАГИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОЦЕСС РЕФОРМ Акцент на группу Логическое обоснование необходимости изменений Участие работников в процессе преобразований. Вознаграждение Обеспечение безопасности Коммуникации Готовность к изменениям Работа с системой в целом (концепция организационного развития)
4 Процесс организационного развития (ОР)
Организационное развитие (ОР) есть систематическое применение положений поведенческой науки на различных уровнях организации (групповом, межгрупповом, организационном) с целью осуществления запланированных преобразований
Цель ОР – повышение качества трудовой жизни, производительности, адаптивности и эффективности организации
ОР представляет собой планомерные изменения ОР представляет собой планомерные изменения Подход ОР является системным ОР строится для совершенствования организации как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе Процесс ОР нацелен на организационные процессы, а не на их содержание ОР направлено на разрешение проблем ОР концентрирует внимание на человечеких и социальных взаимоотношениях
Характеристики концепции ОР Гуманистические ценности Использование агентов перемен Разрешение проблем Практическое обучение Интервенции на различных уровнях Ориентация на конкретные обстоятельства
Интервенции – структурированные воздействия, направленные на оказание помощи индивидам или группам в повышении эффективности их деятельности
Типовая программа ОР Первоначальная диагностика Сбор информации Обратная связь и анализ полученных данных Планирование деятельности и разрешение проблем Интервенции Оценка и дополнительные исследования
Достоинства и ограничения концепции организационного развития Достоинства ОР Изменение всей организации Более высокая мотивация Повышение качества труда Повышение удовлетворенности Улучшенная работа в командах Разрешение конфликтов Достижение целей Возрастание склонности к переменам Снижение показателей прогулов Снижение текучести кадров Формирование обучающихся групп Рост производительности
Спасибо за внимание!