Собственность в мусульманской экономической мысли Средних Веков Выполнили: Мельников Дмитрий,Лукин Максим
Введение Собственность - принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.
Аль-Фараби Абу Наср Считается одним из основоположников мусульманской политико-правовой и экономической мысли. Его многочисленные труды («Гражданская политика», «Афоризмы государственного деятеля», «О классификации наук» и т.д.) оказали большое влияние на развитие мысли Востока, в том числе и на мировоззрение Ибн Сины, Низами, Ибн-Хальдуна.
Аль-Фараби Абу Наср Сущность идеального государства Аль-Фарабизаключается в свободе и равенстве всех его жителей. Собственность по Аль-Фараби – это одно из благ, составляющих свободу. Но мыслитель проводит границу между собственностью как средством достижения более высоких ценностей и собственностью как самоцелью жизни. Последнее порочно, поэтому город, противопоставляемый добродетельному, Аль-Фараби называет невежественным, заблудшим, а также «городом обмена».
Аль-Фараби Абу Наср «В приобретении имущества нет особой опасности, но его нельзя откладывать про запас»
Аль-Фараби Абу Наср Аль-Фараби отмечает, что каждый житель должен иметь собственный дом и возможность удовлетворять свои потребности. В отличие от мусульманских философов Аль-Фараби считал, что в идеальном государстве чужеземец не выделяется из местного населения и обладает правом на приобретение имущества.
Аль-Фараби Абу Наср Аль-Фараби различал похвальные и непохвальные способы приобретения имущества. Непохвальными Аль-Фараби, например, считал воровство, которое является нарушением справедливости.
Ибн-Хальдун Основной труд Ибн‑Хальдуна, составивший ему славу,– «Большая история», или «Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» (в другом варианте перевода названия – «Книга назиданий»). Пятый раздел «Большой истории» Ибн-Хальдуна посвящен вопросам собственности.
Ибн-Хальдун «Знай, что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию»
Ибн-Хальдун Человек не может существовать один, поскольку он, во-первых, существо политическое и нуждается в объединении, а во-вторых, не в состоянии самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности.
Ибн-Хальдун По его мнению, основанием приобретения права на любое имущество является труд. Труд при непосредственном производстве продукции и плодов влечет обращение вещи в собственность того, кто ее создал – это прямой результат труда. При возникновении права собственности из сделки подоплекой его также является труд, поскольку «без него накопленное имущество не возникает и нельзя будет им воспользоваться».
Ибн-Хальдун Ибн-Хальдун предупреждал, что при дальнейшем «освоении мира» увеличиваются запросы государства, и тогда умножаются доли налогов на имущество подданных. Он считал справедливым установление закята – добровольного пожертвования имущества – и хараджа – сбора с частновладельческих земель, если он взимается в разумных размерах, границу которых нельзя преступать
Ибн-Хальдун В отличие от большинства мусульманских мыслителей Ибн-Хальдун отводил собственности ключевое место в общественных отношениях; именно развитие собственности, по его мнению, толкает вперед цивилизацию и обуславливает появление качественно новых форм человеческого общества.
Заключение