Оптимизация операционной деятельности: оттачиваем бизнес-процессы ГДЕ ТЕРЯЕМ ДЕНЬГИ?КАК ДОБИТЬСЯ ПРОЗРАЧНОСТИ И КОНТРОЛИРУЕМОСТИ БИЗНЕСА. Сергей Чадинфинансовый управляющий «Связной БЕЛ», ГК Связной
Анализ структуры затратдля выявления наиболее критичных статей издержек1: описание бизнес-процессов Наиболее важные вопросы на этом этапе: На каких процессах «лежит» стратегия развития бизнеса? От каких процессов можно отказаться, а от каких нельзя? Какие процессы можно передать на субподряд, а какие нельзя?
Анализ структуры затратдля выявления наиболее критичных статей издержек2: анализ эффективности бизнес-процессов операционные - ключевые показатели эффективности регулярных процессов проектные - ключевые показатели эффективности управления проектами общедоступная информация (Интернет, гос.статистика, отраслевые СМИ и т.п.) уникальная информация (данные кон-курентов, парт-неров, внутри-групповые и т.п.) Наиболее важные вопросы на этом этапе: Как разработать систему KPI и поддерживать ее актуальной? Как своевременно получать полную достоверную информацию? Как научиться анализировать ПРОактивно, а не РЕактивно
Анализ структуры затратдля выявления наиболее критичных статей издержек3: ранжирование затрат для изменений перечень статей затрат не требующие изменений рейтинг затрат для изменений требующие изменений Наиболее важные вопросы на этом этапе: Какие затраты критически влияют на эффективность бизнеса в целом, а влияние каких минимально? Какие затраты нужно будет уменьшать своими силами, а какие можно снизить, передав на управление сторонним компани
Анализ структуры затратдля выявления наиболее критичных статей издержекNB: результаты этапа Понимание того, с какими процессами необходимо «расстаться», какие – передать на сторону, а на каких сконцентрировать все усилия для достижения [возможно, уже обновленных по результатам этого этапа] стратегических целей. Формализация «критериев успеха» - ключевых показателей эффективности процессов, - на основании которых можно отслеживать прогресс, планировать развитие и мотивировать персонал. Появление инфраструктуры информационного обеспечения анализа процессов: обмен данными с конкурентами и партнерами, подписка на платные и бесплатные статистические сборники и т.п. ПРОактивный взгляд на вещи: решение заниматься тем, что получается лучше всего [ vs. РЕактивный взгляд: решение заниматься тем, что сложилось исторически]. P.S.Речь может идти как об отдельных этапах, процессах и направлениях, так и о бизнесе в целом
Анализ структуры затратдля выявления наиболее критичных статей издержекP.S. Пример: Отдел активации
Разработка и первичная оценкамероприятий по снижению затрат1. привлечение «в команду» всех работников Пример ситуации (телефонный разговор): Новый перевозчик: Почем Вы возите этот груз? Работник транспортного отдела: По $1200 за рейс. НП: Готов возить за $1100. РТО: Ок, направление Ваше. (кладет трубку) Отлично! Сэкономил $100! Позже оказывается, что НП работает на «упрощенке». Реальный эффект от смены оператора = -$100 Все работники компании должны быть вашими «агентами по снижению издержек на местах»: Понимать природу издержек, самостоятельно оценивать их эффективность, различать затраты и инвестиции. Экономически обоснованно вести переговоры с партнерами. Следить за своевременным отражением затрат в учете (оперативно передавать документы для учета и добиваться нулевой необоснованной дебиторской задолженности свыше 30 дней).
Разработка и первичная оценкамероприятий по снижению затрат2. коллективные мозговые штурмы отбор наиболее приемлемых сценариев с описанием требуемых для реализации ресурсов и вероятности успеха проект программы действий
Разработка и первичная оценкамероприятий по снижению затрат3. ранжирование и подготовка кратких презентаций проект программы действий презентации для принятия решений
Разработка и первичная оценкамероприятий по снижению затратNB: результаты этапа Понимание того, что проблемой затрат заняты все подразделения, в том числе «отрабатывая» ее уже на этапе первичных переговоров с партнерами, грамотно защищая экономические интересы компании. Разработка и первичная оценка мероприятий охватывает и нестандартные [невидимые/неочевидные для специалистов финансового управления] варианты снижения затрат. Кроме непосредственно перечня мероприятий проработаны сопряженные с их реализацией риски, а так же оценены ресурсы для воплощения планов в жизнь. ПРОактивный взгляд на вещи: мероприятия направляются на изменение философии всех сотрудников в части работы с экономической составляющей процессами [vs. РЕактивный взгляд: постоянные попытки «латания дыр прошлого»]. P.S.Речь может идти как об отдельных этапах, процессах и направлениях, так и о бизнесе в целом
Разработка и первичная оценкамероприятий по снижению затратP.S. Пример: прием платежей отказаться от платежей платежи принимаются на грани рентабельности снизить стоимость инкассации снизить прочие издержки увеличить комиссию от партнера
Отбор наиболее перспективныхмероприятий: критерии отбора рентабельности и оборачиваемости бизнеса; «запущенности» ситуации; характера угроз (конкуренты, экономическое окружение и т.д.); задач, стоящих перед менеджментом и бизнесом в целом.
Отбор наиболее перспективныхмероприятий: критерии отбора рентабельности и оборачиваемости бизнеса; «запущенности» ситуации; характера угроз (конкуренты, экономическое окружение и т.д.); задач, стоящих перед менеджментом и бизнесом в целом.
Факторы успехамероприятий по снижению издержек2. анализ [промежуточных/окончательных] результатов причины возникновения неэффективных издержек реализация рисков человеческий фактор мониторинг, организация превентивных мер и профилактика
Проблемы внедрения мероприятийпо снижению затрат: технические, финансовые, психологические1. подводные камни и новые риски push-факторы СЛОЖНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
Проблемы внедрения мероприятийпо снижению затрат: технические, финансовые, психологические2. «ингредиенты успеха»
Выход на регулярностьмероприятий по снижению затрат Эффективные программы по снижению затрат – результат жесткого руководства, четкого планирования, вовлеченности всего персонала и постоянного мониторинга обратной связи. Кроме экономических, у каждого проекта по снижению затрат есть и другие последствия, в том числе социальные. Каждое из таких последствий должно быть просчитано до принятия решений. Стоимость реализации программы и нивелирования ее негативных последствий не должна превышать полезного эффекта. [Любой] опыт и практические наработки успешных [и неуспешных] программ должны передаваться на другие проекты. Для этого управление проектами должно осуществляться специальными группами с включением менеджеров, имеющих успешную практику. Будьте готовы к медленной отдаче от усилий. И тем более – к неудачам при реализации проектов. Делайте выводы из неудач! Особенное внимание необходимо уделять случаям преднамеренного завышения затрат. Помните про затраты, приносящие доход. Зарабатывайте на расходах!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОШУ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ