ФГБОУ ВПО «НООСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИЕРСИТЕТ» Презентация по курсу «Философия» Составитель – доц. каф. филос. НГПУ Морозова Т.В. 2012
Общие особенности античной философии
Содержание Античная культура и философия. 2. Отличительные особенности античной философии. 3. Периодизация развития античной философии и основные натурфилософские школы
1. Античная культура и философия
ФИЛОСОФИЯ Возникает на рубеже VII –VI веков до Н.Э. в трех странах одновременно: в Древней Индии, в Древнем Китае, в Античной Греции
Карта Древней Греции
Философия возникает Философия возникает в русле критики традиционного мировоззрения .
Социокультурные предпосылки развития античной философии Древнегреческий полис, институты политической демократии, гражданское сознание Достоинство личности, равноправие свободных граждан, свобода слова Плюрализм мнений, искусство убеждения и обоснования, «рынок идей» Личное интеллектуальное творчество, духовная самостоятельность, независимость в мировоззрении
Античная философия Античная философия (от лат. antiques - древний) - древнегреческая и древнеримская; охватывает период с YII-VI вв. до н.э. по Y-VI вв. н.э. Основная тема - первоначало (основа) мира и важнейшие характеристики мироздания, составляющая которого – человек. Первый античный философ - Фалес, последний — Боэций.
София - мудрость В Греции различали «мудрецов» (sophoi) и «любителей мудрости» — философов (philosophoi)
Все мудрецы, достигнув не только славы, но и богатства, оставили следующие назидания тем, кто стремится разбогатеть: Фалес: "Не богатей дурными средствами". Питтак: "Задумав дело, не говори о нем: не удастся - засмеют"; "Победы должны быть бескровными"; "Нажива ненасытна". Биант: "Наибольшее богатство - ничего не желать"; "Недостойного за богатство не хвали". Хилон: "Лучше потеря, чем дурная прибыль, от одной горе на раз, от другой навсегда". Периандр: "Ничего не делай за деньги: пусть нажива печется о наживе".
Античная философия развивалась под влиянием, с одной стороны - мифологии, с другой стороны - формирующейся в Древней Греции науки. Цель философа — понять «целое как целое», в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия. Понять с помощью разума, используя рациональную аргументацию. Объяснить мир как целое, избегая мифа, веры и фантазии, как это делают искусство и религия. Аристотель считал, что начало философии — в удивлении человека перед миром и самим собой, а способность удивляться присуща природе человека. Следовательно, философствование присуще человеку и человечеству.
Античная философия развивалась под влиянием, с одной стороны - мифологии, с другой стороны - формирующейся в Древней Греции науки. Античная философия развивалась под влиянием, с одной стороны - мифологии, с другой стороны - формирующейся в Древней Греции науки.
Начало философии, Считал Аристотель, — в удивлении человека перед миром и самим собой, а способность удивляться присуща природе человека. Следовательно, философствование присуще человеку и человечеству.
2. Отличительные особенности античной философии
Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 7-6 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленностью своего содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования. Ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 7-6 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленностью своего содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования. Ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нём? Как согласовать собственные возможности с верховными силами космоса, недоступными для человеческого влияния? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим неподвижность и постоянство стихий. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).
Центры развития античной философии Ионийское побережье. Афины. Рим.
Основополагающие принципы античной философии Космоцентризм. Идеал рациональности. Созерцательность.
Принцип античной философии КОСМОЦЕНТРИЗМ
Место человека в мироздании Греки рассматривали человека и космос в единстве; космос выступал у них как одушевленный, живой, подобный человеку. Выше космоса человек не поднимался. Красота – космически гармоничное и соразмерное.
Теория - (от греч. theoria -рассмотрение, исследование , учение): интеллектуальное созерцание, к которому мы прибегаем в математическом и философском познании; Пифагор противопоставил созерцание действованию, позицию зрителя (наблюдателя) - активной позиции (участника).
Пифагор противопоставил созерцание действованию, позицию зрителя - активной позиции. По свидетельству Диогена Лаэрция, Пифагор утверждал, что жизнь подобна играм, на которые одни приходят, чтобы участвовать в состязаниях, другие - чтобы торговать, а третьи для того, чтобы присматриваться. И эту последнюю позицию Пифагор считал наиболее благородной, ибо ее придерживались не ради стремления к славе и выгоде, но исключительно ради стремления к познанию. Это понятие созерцания, рассматривания у ранних греков включало в себя созерцание как красоты, так и правды, лишь со временем дифференцировавшись на понятия "эпистемологическое" и "эстетическое". Пифагор противопоставил созерцание действованию, позицию зрителя - активной позиции. По свидетельству Диогена Лаэрция, Пифагор утверждал, что жизнь подобна играм, на которые одни приходят, чтобы участвовать в состязаниях, другие - чтобы торговать, а третьи для того, чтобы присматриваться. И эту последнюю позицию Пифагор считал наиболее благородной, ибо ее придерживались не ради стремления к славе и выгоде, но исключительно ради стремления к познанию. Это понятие созерцания, рассматривания у ранних греков включало в себя созерцание как красоты, так и правды, лишь со временем дифференцировавшись на понятия "эпистемологическое" и "эстетическое".
Характерные черты античной философии
3. Периодизация развития античной философии и основные натурфилософские школы 3. Периодизация развития античной философии и основные натурфилософские школы
В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить несколько этапов и периодов Существует несколько вариантов периодизации: 1) по предмету исследования, 2) по хронологии.
Античная философия проходит два этапа развития (по предмету исследования)
Периоды развития античной философии Традиционно выделяют: раннюю классику (натуралисты, досократики — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Парменид, Зенон, Ксенофан, Демокрит и др.; главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение); среднюю классику (софисты: Парменид, Горгий и др.; Сократ и его школа; киренаики и киники; главная проблема — сущность человека); высокую классику (Платон, Аристотель и их школы; главная проблема — синтез философского знания, его проблем и методов и др.); Эллинизм (Эпикур и Лукреций; Пиррон и Секст Эмпирик; стоики раннего периода — Зенон из Китиона и Хрисипп, Панэций и Посидоний, поздние римские стоики или неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.; главные проблемы — мораль и свобода человека, проблема познания и т. д.). К ним прибавляются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отношение Бога и человека (неоплатоники - Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский).
Философия — это любовь человека к истине и правде, это — «знание ради самого знания» (Аристотель). Это знание ради достижения свободы духа. Именно так понимая философию римский политический деятель и мыслитель Цицерон (I в до н. э.), сказавший, что не любить философию -все равно, что не любить собственную мать. Философия — не просто поиск истины, но и способ жизни, присущий свободному человеку.
Благодарю за внимание!