Учение Конфуция о человеке
Генеалогия Конфуция Об отце Конфуция, которого звали Шу-лиан-хе (叔梁纥 Shū Liáng-hé), летописи повествуют следующее: Хе служил в военной службе и отличался необыкновенным ростом, силою и удивительною храбростью, о которой рассказывают чудеса.Мать по имени Я Чжэн цзай (颜征在 Yán Zhēng-zài) из простого семейства Иен.
По преданию здесь родился Конфуций
Молодой Конфуций в процессе ритуала
В 19 лет Конфуций женился на девушке из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них родился сын. По случаю этого радостного события правитель Чжан-гун поздравил Конфуция, послав ему со слугой живого карпа. В знак признательности за оказанную правителем честь счастливый отец дал новорожденному имя Ли, что означает "карп", и впоследствии добавил прозвище Бо Юй ,юй - рыба, бо – старший из братьев鯉伯魚
Конфуций делается известным Благодаря своим заслугам и плодотворной деятельности Конфуций сильно выделился из среды остальных чиновников княжества, и все сулило ему впереди самую блестящую будущность. Конфуций весь предался изучению священных книг древности и постановлений великих и мудрых древних правителей, в уста которых он впоследствии и стал вкладывать высказываемые им высокие нравственные идеи. Впоследствии он ставит таких мудрых правителей древности, как Яо, Шун, Юй и другие, в образец совершенных людей, как примеры нравственного совершенства и наилучшего управления.
Храм Конфуция, зал древних музыкальных инструментов Из княжества Иен он отправился в княжество Кин, где жил знаменитый музыкант Сианг. Там Конфуций хотел окончательно усовершенствоваться в музыке, на которую он смотрел как на один из драгоценнейших даров неба человеку, возвышающий и облагораживающий характер человека. Конфуций дорожил музыкой и ввел ее в свое преподавание как средство для смягчения народных нравов. Он даже, по словам летописцев, сочинил книгу о музыке, к сожалению, затерянную.
Конфуций становится учителем Есть сведения, что в 518 году до н э, когда Конфуцию было уже за тридцать, один из луских сановников перед смертью порекомендовал своим сыновьям поучиться у Конфуция правилам Ли - древнейшему своду норм и ритуальных церемониалов. Это уже означало признание. Вокруг него стали собираться молодые люди, видевшие в нем наставника. Он читал вместе с ними старинные рукописи, толковал тексты, объяснял обряды. Он делился с ними своими мыслями о золотом веке, который хотя и ушел давно в прошлое, но может быть воскрешен.
Ученики Конфуция Мэн Цзу Чжан Ян
Конфуций покидает Лу В конце концов ему не осталось ничего иного, как покинуть Лу. Постепенно Конфуцию пришлось убедиться в том, что князья меньше всего интересуются его наставлениями.
Старость и смерть Кун-цзы Могила Конфуция в г. Цюйфу
Внешний вид трех павильонов Конфуция
Каменная плита, на которой описаны биография и подвиги Конфуция
Артисты воспроизводят древнюю сцену жертвоприношения Конфуцию
Стена «Луби», где по преданию были спрятаны книги Конфуция и сохранены от сожжения цинским двором.
Конфуцианство Конфуцианство это система которая занимается в основном этическими вопросами, определяет семейные ценности и правила управления государством Высшая цель жизни человека заключается в том, чтобы осознать и осуществить волю Бога, нравственные его законы, то есть проявлять подлинную сущность собственного "я". Истинный путь, или небесные законны бытия, которым мы должны следовать, находятся недалеко от нас.
О дао(путь)
В «Лун юе» написано (17,16) : «Учитель сказал: В древности люди имели три вида недостатков. Ныне же даже этих недостатков уже нет. В древности распущенные все же умели сдерживать себя. Ныне же распущенные ведут себя разнузданно. В древности сдержанные люди всегда вели себя достойно. Ныне же сдержанные люди прикрывают стыд гневом. В древности же глупцы творят обман».
Постичь дао- значит вступить на путь познания истины. Учитель сказал: «если на рассвете познаешь дао, то на закате солнца можешь умереть» («Лунь юй» 4,8)
Три категории людей Конфуций разделил людей на три категории:1 Цзюнь цзы 君子2 Жэнь 人3 Сяо жэнь 小人 Цзюнь цзы («благородный муж») занимает одно из центральных мест в учении Конфуция, ему отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания представителям двух других категорий. Термин «жень» («человек») пользовался для обозначения как человека вообще , так и обычных людей. «Сяо жэнь» (досл. «Маленький человек»)- термин далеко не однозначный, несущий в себе как этическую, так и социальную нагрузку.
Конфуций сказал: «Благородный муж думает о девяти вещах- о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слушать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы поступки его были почтительными; о том ,чтобы его речь была искренней; о том ,чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить, о последствиях своего гнева; о необходимости помнить, о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу».
«Благородный муж никого не возвышает за речи, но не отвергает и речей из-за того кто их говорит» «Благородного мужа печалит недостаток его способностей и не печалит отсутствие признания у других.»
В учении Конфуция есть еще она модель человека- сяо жэнь (досл. маленький человек). Некоторые исследователи трактуют этот термин, подчеркивая сугубо классовый характер- «простолюдин». Согласно «Лунь юю»(13,23;17,22): « Сяо жэнь не сдержан, заносчив, легко зазнается, он не способен …жить в согласии с другими людьми».
Кун-цзы о женщинах Учитель сказал («Лунь юй»17,25): «Трудно иметь дело только с женщинами и низкими людьми. Они с трудом поддаются воспитанию. Сблизишься с ними - перестают слушаться. Если же от них удаляешься, то неизбежно испытываешь с их стороны ненависть».