Античная модель мира. Приготовила: Митина Татьяна
Факторы способствующие философствованию: благоприятные природно-климатические условия сам греческий язык, как систему, содержащую потенциал для абстрактного мышления практика рабовладения: наличие рабов-иноплеменников и отсутствие рабов-греков было важным фактором, освобождающим сознание и создающим широкое духовно-социальное пространство для неограниченной творческой деятельности. полисная система устройства государства, когда общественная жизнь была организована идеально.
Античная философия Досократовский период(YII-Y вв. до н.э.) Милетская школаФалес (624-547 гг. до н.э.)Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.)Анаксимен (588-525 гг. до н.э.) Пифагорейская школаПифагор (584-500 гг. до н.э.) Элейская школаКсенофан (565-470 гг. до н.э.)Парменид (540-470 гг.до.н.э.)Зенон (490-430 гг.до н.э.) Диалектика Гераклит (540-480 гг.до н.э.) Классическаяпериод(Y-YI вв. до н.э.) Атомистический материализмЛевкип (500-440 гг. до н.э.)Демокрит (460-370 гг. до н.э.) СофистикаПротогор (481-411 гг. до н.э.)Горгий (483-373 гг. до н.э.) Этический рационализмСократ (469-399 гг. до н.э.) Объективный идеализмПлатон (460-370 гг.до н.э.) Аристотель (384-322 гг. до н.э). Элинистическийпериод(IY вв. до н.э.-II в.н.э. ) Платонова академия Эпикурийская школа Скептицизм Эклектизм Римский период(I до н.э. -Y вв. н.э.)
Досократовский период(YII-Y вв. до н.э.) Особенности: Ярко выраженный космоцентризм; Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; Поиск первоначала, породившего все сущее; Гилозоизм; Недискуссионный характер философских учений
Первые философские школы Древней Греции(досократические) Досократические философские школы Древней Греции возникли в YII-Y вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления Особенности:- ярко выраженный космоцентризм;- повышенное внимание к объяснению явлений окружающей природы;- поиск первоначала, породившего все сущее;- одушевление неживой природы;-доктринерский недискуссионный характер учений). Наиболее известные ранние философские школы Древней Греции Милетская школа;Школа пифогарийцев;Школа Гераклита Эфесского;Элейская школа;Атомисты.
Милетская школаПроблема первоначала (архе) Философ Фалес Анаксимандр Анаксимен Гераклит Первоначало Вода Апейрон(беспредельное,неопределённое) Воздух Огонь
Классический период(Y-YI вв. до н.э.)
Основные положения философии Протагора: Вне человеческого сознания ничего не существует Нет ничего раз и навсегда Вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»). Окружающий мир относителен Объективное (истинное) познание недостижимо Существует только мир мнения
СократОсновные идеи: Основной метод Сократа получил название «майевтика». Суть майевтики в том, чтобы, благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины Сократ ввел в свою философию метод в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы: добро, зло, любовь, счастье, честность. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.Особенности:Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений («Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Государство», «Законы»)Платон является основателем идеализма
Главные положения идеалистического учения Платона: Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование Окружающий мир («мир вещей в действительности не существуетРеально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), которые истинны, вечны и постоянныЛюбая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещиВесь мир является отображением чистых идей (эйдосов)
Основные положения гносеологии Платона: Поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего, «чистые идеи» «Чистые идеи» невозможно понять с помощью чувственного познания«Чистые идеи можно познать лишь разумом, благодаря высшей идеалистическому познанию(«дежа вю»)Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи»
Аристотель Содержание философской критики Платона: Согласно Аристотелю, не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, существуют только единичные и конкретно определенные вещи Данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является… Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще) – вторичной Дать ответ на вопрос о том, что такое бытие, Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – «высказывания»)
Согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.сущность (субстанция)количествокачествоотношениеместовремя положениесостояниедействиестрадание
Три уровня души, выделяемые Аристотелем:растительная душа, которая отвечает за функции питания, роста и размноженияживотная душа, отвечающая за те же функции (питание, рост, размножение) и, кроме того, за функции ощущения и желанияразумная (человеческая) душа, которая, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира
Проблема человека. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека: человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных наличием мышления и разума.Человек имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть в коллективе), и именно это качество приводит к возникновению общества Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство
Римско- эллинистическая философия Наиболее известные философские школы римско-эллинистического периода:Школа стоиков (Сенека, Марк Аврелий Антониан)Школа скептиков (Пиррон из Элиды, Секст Эмпирик)ЭпикурейзмЭклектицизм (Марк Тулий Цицерон, Антиох)
Основная идея философской школы стоиков – – освобождение от влияния внешнего мира. Путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).
Школа скептиковОсновные идеи:Поднимается проблема критики знания;Делается вывод о том, что человек не может оценить истинность полученного знания;Основной философский метод и принцип – сомнение.
ЭклетицизмОсновные идеи:Объединение различных философских учений и школ;Определена главная задача философии – «возделывание души человека», обучение искусству правильной жизни и формирование качеств гражданина.
Вывод: Основой характерной античной фил-ии является космос. Греки мыслят космос упорядоченным и гармоничным и таким же перед ними предстает античный человекВ Древнем Риме философы всегда находилась под очень сильным влиянием традиций Греции. Хотя все идеи античной философии были восприняты европейцами почему-то именно в римской транскрипции. Философия Древнего Рима, как и философия эллинизма, носит в основном этический характер.Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.Философия, которая сформировалась в эпоху Античности, более, чем на протяжении тысячелетия хранила и умножала теоретическое знание, а также служила регулятором общественной жизни. Она объясняла законы общества и природы, создавая при этом предпосылки для дальнейшего развития философского знания. Тем не менее, уже после того, как на территории Римской империи начало распространяться христианство, то античная философия подверглась довольно серьезной переработке.
Материализм и идеализм в античной философии Материализм Стихии: вода, земля, воздух, огонь и т.д. Апейрон (Анаксимандр), Атомы (Демокриг) Естественная, природная, сама по себе существующая Внешний вещественный мир Первоосновамира Закономер-ность мира Источник знаний Идеализм Числа (Пифагор)Идеи (Платон) Осуществление воли, разума надприродного, сверхъестественного, божественного Мир идей, воспоминания души об идеях вещей