Роль герметизма в генезисе науки нового времени Дерево Алхимии. Из музея герметизма, его развития и распространения.
Герметизм, или магико-герметическая традиция, включает: практическую магию и такие прикладные оккультные науки, как алхимия и астрологияумозрительные эклектические доктрины философско-теологического плана – языческий гностицизмИсторики науки отмечают двустороннее влияние герметизма на формирование научных концепций XVI – XVII вв.:позитивное влияние в форме некого культурного «фона»тормозящее влияние: наука возникает не столько благодаря контактам с герметизмом, сколько вопреки им
Джованни Ди Стефано. Мозаика, Сиенский собор Гермес Трисмегист, египетский священник, современник Моисея, легендарный основатель герметической традиции.Автор сборника трактатов «Герметический корпус», самыми известными из которых являются «Асклепий», «Поймандр».
Наиболее известные герметисты Дж. Бруно (1548 – 1600)Франсуа де Фуа де Кандаль (1512-1594)Джон Ди (1527-1608)Фр. Патрици (1529-1597)Т. Кампанелла (1568-1639)Р. Флудд (1574-1637) Наиболее известные герметические течения РозенкрейцерствоМасонствоВозрожденческая каббала
Творчество Р. Флудда как пример герметической традиции Флудд конструирует измерительные приборы, применяет для расчета расстояний тригонометрию, создает прибор, соединяющий в себе свойства барометра и термометра, конструирует водяные часы. При этом он озабочен точной градуировкой приборов, а при расчетах использует обычную, а не каббалистическую математику.С такой же точностью, как измеряются температура, время или давление, у Флудда «вычисляется» отрицательный вес жизненного духа, покидающего тело человека в момент смерти. Мертвое тело, по Флудду, тяжелее живого на 60 фунтов, представляющих собой величину левитационной силы, с помощью которой эфирное тело покойника поднимается в сферу Солнца.
Герметизм и рациональная наука Характерно, что четкой демаркации между наукой и ненаукой в этот период не было, и в творчестве ученых оккультистского толка (Джон Ди, Р. Флудд и др.) научное содержание было невозможно отделить от не-научного герметизмаТечение герметической мысли характеризуется как бы непротиворечивым (для адептов) сочетанием математически оформляемого естествознания с явным оккультизмомВ герметико-каббалистическом гнозисе обнаруживается господство стихии рассудочности, поэтому труды герметистов содержат множество схем, рисунков, диаграммДля людей XVI – XVII вв. все естественно и нет ничего невозможного, так как все понимается магически и сама природа – не более, чем магия с Богом как высшим Магом. Поэтому у герметистов сами основания науки имеют магическую природу.
Рождение науки из духа магии Рассматривая роль герметизма в генезисе науки, В. П. Визгин приводит следующую схему появления новоевропейской науки (Декарт):А + К = АКАК + В = АВ + КА + В = АВгде А – дедуктивная теория, В – экспериментальный метод, АВ – новая наука, в основе которой лежит механико-математическая картина мира К – катализатор, роль которого выполнил герметизм
Резюме Герметизм и алхимия внесли позитивный вклад в развитие экспериментального метода, подчеркивая важность наблюдений, освобождая науку от оков унаследованных авторитетов, обладая практической ориентацией, подчеркивая утилитарную цель научного познания.Возникновение науки не означает исчезновение магии. Наука и магия развиваются параллельно, взаимно стимулируют друг друга, взаимодействуют.Герметизм и магия остаются в культуре не в «снятом» виде, то есть не исчезают в «снимающей» их науке. Они дополняются новой наукой, обогащая универсум духовной культуры.