Наука и искусство
Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельно-сти является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:- разделение и кооперацию научного труда;- научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;- методы научно-исследовательской работы;- понятийный и категориальный аппарат;- систему научной информации;- всю сумму накопленных ранее научных знаний.
Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
Культуре в равной мере нужны и наука и искусство.Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, она должна быть тесно связана с искусством.
Художник Ма Линь, образец живописи эпохи Сун, около 1250 г. Венера Виллендорфская, ок. 23 тыс. лет до н. э., Центральная Европа.
Людей науки и искусства объединяет мысль и творчество как историческая память человека
Однако, наука и искусство решают разные задачи Наука изучает объективные законы мироздания Искусство изучает отношение человека к миру, к людям, к самому себе
Функции науки: 1. познавательная; 2. практически-деятельностная; 3. культурная; 4. культурно-мировоззренческая; 5. социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).
Функции искусства:1. Преобразующая функция (искусство как деятельность)2. Компенсаторная функция (искусство как утешение).3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). 4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира). 5. Коммуникативная функция (искусство как общение). 6. Информационная функция (искусство как сообщение). 7. Воспитательная функция (искусство как катарсис). Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. 8. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. 9. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). 10. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение).
Ещё в Древней Греции учёные задумывались о роли искусства в жизни людей.Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества
Саркофаг муз. II в.
Клио прошлых времен дела вещает потомству,Мельпомена трагический вопль исторгает печали,Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,Сладкую песню поёт с тростниковою флейтой Эвтерпа, Терпсихора кифарой влечёт, бурей чувства владея,С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,Песни времён героических в книге хранит Каллиопа,Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,Жестами всё выражая, Полигимния славит героев. Авсоний
Науки, искусства и ремёсла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом – «технэ»Только в эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному.
О. Роден. Поэт и муза Веленью божию, о муза, будь послушна,Обиды не страшась, не требуя венца,Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца…А. С. Пушкин
Спасибо за внимание!