Природа в контексте смены картины мира
Понятие природы. Природа как объект философского знания ПРИРОДА (греч. (риочс;, лат. natura) — одно из центральных понятий философской и научной мысли, обладающее широким спектром значений. В наиболее общем смысле П. определяют как «совокупность всего сущего» и одновременно как реальность, противостоящую человеку, объективно существующую и развивающуюся по своим законам.
Позиции в аспекте изучения природы Онтологическая (доказательство существования природы как объективной реальности)Гносеологическая (стремление обосновать неограниченные возможности в познании природы человеком)Аксиологическая (понимание и объяснение природы как ценности, без которой человек не в состоянии существовать и развиваться в качестве разумного и гуманного существа)
Античная философия Природа-подвижное целое, а человек - одна из ее частей.Начали складываться натуралистические теории, преувеличивавшие зависимость общества от природы (Гиппократ, Геродот).Пифагор вводит понятие «космоса».
Средневековая философия Природа создана из ничего Богом, всецело зависима от неё и выступает лишь отдаленным отблеском божественного совершенства. Считалось, что в природе вопло-щен божественный план.
Эпоха возрождения ПантеизмЧеловек – главный элемент природы.В Новое время эта установка усиливается и превращается в рассмотрение природы как сферы активной практической деятельности.
Монтескьё, Шарль-Луи де Секонда( 18 января 1689 — 10 февраля 1755) "Человек, - писал П. Гольбах в своем труде "Система природы", - произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам".
Фейербах, Людвиг Андреас (28 июля 1804— 13 сентября 1872) Природа имеет основания "не в мыслях или намерениях и решениях воли, но в астрономических или космических, механических, химических, физических, физиологических или органических силах или причинах".
Карл Маркс (5 мая 1818, Трир — 14 марта 1883, Лондон) Маркс выделил:а) естественные источники средств жизни человека (дикие растения, плоды, животные и т.д.);б) естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и пр.).
А.А. Богданов(1873 - 1928) Богданов первым обрисовал возможности мирного использования атомной энергии и первым предупреждал человечество об опасности атомного уничтожения.
Понятие «коэволюции» Коэволюционизм - человекосоразмерный подход к миру, характеризует взаимодействие природы, техники и человека, это есть идеология сохранения природы, а следовательно, и самосохранения человечества.
Современное естествознание Три основные сферы:неживая природа органический мир социальная жизньОсновываются на:теории нестационарной Вселенной, синергетике.теории биологической эволюции, дополненной концепциями биосферы и ноосферы.
общество природа труд
«Вторая природа» Созданные человеком неодушевленные предметы и живые организмы Культура
Ценность жизни понимается в разных подходах:а) как "благоговение" перед жизнью не только человека, но и других существ (А. Швейцер, Б. Колликот, JI. Уайт и др.);б) сохранение жизни - необходимая предпосылка для существования человека и человечества (от протагоровского суждения о человеке как мере всех вещей).
Человек и природа формы отношений человека к внешнему миру практическое познавательное ценностное
натурализм Натурализм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение XIX века, философия жизни).
Виды философского натурализма Онтологический натурализмЭпистемологический натурализм Семантический натурализм Методологический натурализм
Критика натурализма СамообращениеВозможность альтернативных подходов. НормативностьПарадокс ГуссерляТеоретическая нагруженность языка и наблюдения