Философия культуры и истории
Философия истории . Изучает закономерности и смысл исторического процесса.Термин предложил ВольтерИстория не отделима от человека и не исключает влияние природных факторовИстория всегда собрание фактов, воспоминаний и идеологических установокСубъекты истории: личность, народные массы, элита
Конец истории. Ф. Фукуяма В книге «Конец истории и последний человек» (1992 г.) провозгласил, что распространение либеральных демократий во всём мире может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества и стать окончательной формой человеческого правительства В представлении Фукуямы, конец истории не означает конец событий во времени, а означает конец идеологических противостояний, глобальных революций и войн, а вместе с ними — конец искусства, философии и пр. Фрэнсис Йоширо Фукуяма — американский политолог, экономист и писатель
Постмодернизм. «Мозаичная культура» Эклектизм и «клиповость» современной культурыУстойчивый релятивизм и скептицизмДеконструкция и симуляция
Деконструкция - это единственный способ Преодоления навязанных смыслов, что делаетвозможным свободное мышление, в котором нет предписанных схемМир конфликтный и множественный. Единого смысла истории нетКультура – бесконечный процесс интерпретаций
Субкультуры Номадология (от номад: кочевник) — проект (концепция) нового видения мира, предложенный Делёзом и Гваттари в 1970-х гг. Характеризуется отказом от идеи жесткой структуры, основанной на бинарных оппозициях, а также от идеи строгого детерминизма Номадология обращает внимание на появление на Западе "племенной психологии» эмо, готы и др.
Ризома Ризома- (фр. — корневище) — понятие философии постмодерна,фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности. Термин "Ризома" введен в философию в 1976 Делезом и Гваттари в совместной работе "Rhizome" Согласно Делёзу и Гваттари, у ризомы нельзя выделить ни начала, ни конца, ни центра, ни центрирующего принципа , ни единого кода. Основные свойства ризомы: связь, гетерогенность, множественность, незначащий разрыв, декалькомания.
Симулякр (лат. «делать вид, притворяться») : копия копии, не имеющая оригиналарепрезентация чего-то, что на самом деле не существует
Гиперреальность (греч. — над, сверху и лат. — вещественный, действительный) — термин в семиотике и философии постмодернизма, описывающий феномен симуляции действительности, а также неспособности сознания отличить реальность от фантазии, особенно в технологически развитых странах постмодернистской культуры. Термин предложен Жаном Бодрийяром.
Порядок симулякров по Ж. Бодрийяру 1 порядок — имитации, подделки. «Подделка работает пока лишь с субстанцией и формой, а не с отношениями и структурой». Характеристика эпохи Ренессанса. 2 порядок — функциональные аналоги, серии. Характеристика эпохи промышленной революции. 3 порядок — гиперреальность (деньги, кварки, ДНК, модель, общественное мнение).Современность.
Концепции культуры По З. Фрейду культура «Сверх - Я», её установки сублимация бессознательногоВ экзистенциализме культура «мера человеческого в человеке»Культура есть игра (Й. Хёйзинга)Культура система ценностей (В. Виндельбанд)Культура результат предметно- практической деятельности (марксизм)
Нелинейная модель О. Шпенглера Любая культура как определенный живой организм содержит собственный свой символ. Данный символ является "душой" культуры
Типы культур О. Шпенглера ВавилонскаяАрабо-византийская — пра—символ «пещера» (в основе «магическая» душа со строгим противопоставлением души и тела)Египетская — пра—символ «путь»ИндийскаяКитайская — пра—символ «Дао»Майанская (Мексиканская)Греко-римская (Античная) — пра—символ «телесное, скульптурно оформленное тело» (имеет в своем основании «аполлоновскую» душу)Западноевропейская — пра—символ «бесконечность» («фаустовская» душа)Ожидается Русско-сибирская культура
Линейная модель истории К. Ясперса « История единая, линейная , прогрессивная» Ясперс Людей объединяет философская вера
Автор идеи и составитель К. филос. н, доц., проф. Степанов А.В.Алматы (Алма-Ата), Казахстан