Учение И. Канта « Оно, может, и умно, но больно непонятно» (о Канте)
Философия, по Канту, является наукой о высших идеях
Герои «Мастера и Маргариты» о Канте
Герои «Мастера и Маргариты» о доказательствах бытия Бога и Иммануиле Канте«Доказательство Канта, - тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор , - также неубедительно»
Кант о Боге “В моральном отношении следует признавать существование Бога”( И. Кант, «Критика практического разума»). В советских атеистических кругах, как и во всем марксизме, утвердилась идея о создании Кантом морального доказательства бытия Бога, о чём и говорили герои Булгакова.
Мыслитель из Кёнигсберга Иммануил Кант родился, учился и умер в г. Кёнигсберге (ныне Калининград). Императрица Елизавета Петровна отклонила в 1758 году прошение Канта о присвоении ему звание профессора С 1794 года Кант иностранный почетный член Петербургской академии наук
Молодой Кант. Рисунок графини Кайзерлинг — Разве вы думаете, что дамы не способны философски размышлять?— Ах, да, конечно... — резко сказал Кант, и по тону его собеседница поняла, что Кант оценил ее по достоинству.
Образ жизни Канта Спать он ложился ровно в 9 вечера. Подъем в 5 утраОбед только в кругу остроумных друзей - на шесть персон!Знаменитые прогулки по которым горожане сверяли часы Во время одиночных прогулок Кант нередко обдумывал самые глубокомысленные из своих идей
Иммануил Кант (1724-1804) Всеобщая естественная история и теория неба (1755)Критика чистого разума (1781/1787)Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783)Основы метафизики нравственности (1785)Критика практического разума (1788) В 1793 году Кант издал сочинение- «Религия в границах чистого разума».
Иммануил Кант: творческий путь Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).Кант удачно развивает критический подход, но в дальнейшем его труды также критикуются по терминологии марксизма «слева» и «справа».
Докритический период Кант был крупным ученым вобласти естествознания: космогонии, физической географии,антропологии. В 1747-1755, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор. (Основной труд: "Всеобщая естественная история и теория неба", 1755) В 1755 Кант , завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию "Об огне".
Философия И. Канта Философская система Канта имеет название критического или трансцендентального идеализма. Сферу философии по Канту образуют следующие вопросы:1. Что я могу знать?2. Что я должен делать?3. На что я смею надеяться?4. Что такое человек?На первый вопрос отвечает метафизика, на второй — мораль, на третий — религия и на четвертый — антропология.
Критический подходКант как философ похож на Сократа, но издал много книг В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) проблема познания
Теория познания Кант ввел деятельность, активность субъекта в теорию познания, назвав это «коперниканским переворотом» в философии. Мы получаем опыт на основе существующего знания.Пространство, время, причинность даны до опыта -априорно и делают возможным сам опыт.Кант критикует традиционный рационализм, синтезирует рационализм и эмпиризмЛюбое познание оформлено субъектом, т.к. начинается с организованного им опытаОпытное знание получается как результат понятийной обработкиВ марксистской литературе отмечали непоследовательность учения Канта , критиковали его агностицизм и идеализм.
Теория познания Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным.Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально. Примеры: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени« очевидныРазум наталкивается на две непроницаемые границы:• собственные (внутренние для разума) границы, за которымивозникают неразрешимые противоречия — антиномии;• внешние границы - внутреннюю сущность «вещей в себе».
Теория познания Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным.Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально. Примеры: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени« очевидныРазум наталкивается на две непроницаемые границы:• собственные (внутренние для разума) границы, за которымивозникают неразрешимые противоречия — антиномии;• внешние границы - внутреннюю сущность «вещей в себе».
Категории философии Всё в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.Данными классами являются:• количество;• качество;• отношение;• модальность.Сами категории:• количества — единство, множество, цельность;• качества — реальность, отрицание, ограничение;• отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;• модальность — возможность и невозможность, существование и не существование, необходимость и случайность.
"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Она за пределами наших познавательных способностей и не оформленаЕё можно познать лишь с помощью веры.Пример :Тесто вещь в себе -ноумен, а печенье вещь для нас- феномен. Тесто уже приготовлено и мы не можем воспринимать его непосредственно. А печенье мы делаем с помощью нашего понимания и способностей
Антиномии Канта
Чистый разум: структура Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души и др. Элементы исследуют три философские дисциплины: «трансцендентальная эстетика», «трансцендентальная аналитика» и «трансцендентальная диалектика».
Аналитические и синтетические суждения Имеется еще одно деление знания — на аналитическое (т. е. объясняющее) и синтетическое (т. е. приращивающее). «Прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками»- синтетическое суждение. Так как понятие о прямой не включает понятия о величине.Серебро- белый металл. Есть в описании серебра-т.е. аналитическое суждение
Критика практического разумакак общий итог «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильнымудивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мыразмышляем о них, – это звёздное небо надо мной иморальный закон во мне».
Категорический императивЧеловек как цель Поступай так, чтобы ты всегда относилсяк человечеству и в своём лице, и в лицевсякого другого также как к цели иникогда не относился бы к немутолько как к средству.С позиции прагматизма объективное основание морали не существует. Мораль зависит от точки зрения конкретногочеловека
Категорический императивЧеловек как цель Поступай так, чтобы ты всегда относилсяк человечеству и в своём лице, и в лицевсякого другого также как к цели иникогда не относился бы к немутолько как к средству.
Категорический императив (вторая формулировка) Поступай только так, чтобы воляблагодаря своей максиме могларассматривать самоё себя, также какустанавливающую всеобщие законы
Целесообразность «прекрасное служит для изображения неопределенного понятия рассудка, возвышенное — для такого же понятия разума»Эстетическое удовольствие Кант характеризует как незаинтересованное
Будущее Перед человечеством, по Канту, открываются две возможности достижения вечного мира: одна – путем договора, запрещающего войны, другая – «вечный мир» на всемирном кладбище человечества после истребительной войны.
К вечному миру Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п
Автор идеи и составитель к. филос. н, доц., проф. Степанов А.В.Алматы (Алма-Ата), Казахстан