КУЛЬТУРОЛОГИЯ (в т.ч. Эстетика) Литература: 1. Учебно-методический комплекс «Культурология». - Минск, МИУ, 2004. 2. Учебно-методический комплекс «Культурология. Эстетика». - Минск, МИУ, 2006. 3. Радугин А.А., Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах. - М., 2001. 4. Культурология. Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., 1999. 900igr.net
ТЕМА: ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СТАТУС КУЛЬТУРОЛОГИИ. 1. Основные подходы к определению культуры. 2. Культурология как наука. 3. Эволюция представлений о культуре в истории европейской философии.
Подходы к определению культуры: Ценностный. Согласно данному подходу культура рассматривается как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. Нормативный, согласно которому содержание культуры составляют нормы, правила, стандарты поведения и стереотипы мышления.
Дидактический подход. Рассматривает культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически). Семиотический подход. Данный подход определяет культуру как совокупность знаков, текстов. Психологический подход. Указывает на связь культуры с психологией поведения людей и видит в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
Социологический. Согласно данному подходу культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
ВОПРОС №2. Культурология наука междисциплинарная, интегративная. Как отрасль гуманитарного знания культурология связана с такими общественными науками как: Философия (философия культуры); История (история культуры); Социология (социология культуры); Антропология (антропология культуры). Предметом культурологии выступает культура как особый, присущий только человеку способ жизнедеятельности, который раскрывает себя исторически
Культурология изучает: Культурные аспекты различных сфер общественной жизни (политической, экономической и т. д.); Особенности и достижения тех культур, которые составили основу развития мировой культуры (культуры Древнего мира, культуры Востока, античная культура, средневековая культура и т. д.), а также культуры различных этносов и наций; - Тенденции и перспективы развития современной культуры.
Этапы становления культурологии как области научного знания: Этнографический (1800 - 1860) Эволюционистский (1860 - 1895) Исторический (1895 - 1925)
В культурологии применяются следующие методы анализа культуры: Эволюционный; Сравнительно-исторический; Цивилизационно-типологический; Системный.
Основные задачи культурологии: Анализ культуры как системы культурных феноменов; исследование ментального содержания культуры; выявление связей между элементами культуры; исследование типологий культур; разрешение проблем социокультурной динамики.
Факторы, определившие возникновение культурологии: Осознание человечеством большого разнообразия культур, а также того, что каждая культура уникальна и неповторима. Осознание человечеством многочисленных кризисных явлений в культуре ХХ века. 3. Стремление человечества выработать единые духовные ориентиры, создать условия для прогрессивного развития общества и его культуры.
ВОПРОС №3. Культурология как наука, окончательно оформившаяся в 20 веке, опирается на определенную философскую традицию. Для европейской культурологии основные исторические этапы данной традиции составляют Античность, Средние века и Новое время.
Античная философия. Древнегреческая традиция. Впервые тема культуры, проблема бытия человека в обществе обнаруживается в философии софистов (Протагор, Горгий), а также в философии Сократа. В древнегреческой философии аналогом понятия «культура» выступало понятие «пайдейя» (воспитание, образование). Культура как процесс воспитания и образования предполагала культивирование в человеке религиозности, патриотизма, гражданственности, свободы.
Римская традиция: В переводе с латинского, культура обозначает процесс обработки, возделывания земли, преобразования природы, с целью ее изменения. Впервые термин «культура» («culture») употребили римский писатель Катон, а также оратор Цицерон.
Эпоха Средневековья (5-15 века). В эпоху Средневековья доминирующим становится христианское мировоззрение. Осмысление культуры приобретает богословское звучание. Богословы эпохи Средневековья (Боэций, Августин Блаженный, Фома Аквинский) полагали, что: культура возникает через осознание человеком духовного родства с Богом, через духовное самосовершенствование. В основе средневекового представления о культуре лежит аскетический идеал личности (в его основе – образ человека духовного, страдающего, жаждущего искупления своих грехов).
Философия эпохи Нового времени (17- первая пол. 19 века) складывается под влиянием новаций и идей эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм). Идеи и ценности, определившие понимание культуры в философии эпохи Нового времени: приоритет научного знания; идеалы гуманизма (признание человека высшей ценностью общественного развития); идея прогрессивного развития общества автономность морали и личности по отношению к религии. В философии эпоху Нового времени формируется «классическая модель культуры» (И. Кант, Г. Гердер).
«Классическая модель культуры» – культура это результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных отношений.