Философия Возрождения и Нового времени Часть первая: Возрождение 900igr.net
Программа – максимум! Понятие Нового времени и Возрождения. Политическая мысль Возрождения. Философская мысль Возрождения. Без скандалов, интриг и расследований! Но зато:
Научная и техническая революции Научная революция – революция представлений о знании и науке, создание новых теорий в области наук. Сформировалось знание, которое объединяет теорию и практику. (Ср: схоластика в Средневековье). Наука активно используется в технике => научная революция порождает техническую.
Почему время – Новое?! Развитие техники => создание способов точного измерения времени способствуют новым научным открытиям, которые постепенно внедряются в жизнь людей => увеличение производственных возможностей человека (научная революция) => натуральное феодальное хозяйство теряет свою значимость => распад феодальной системы, переход к капиталистическим отношениям, в центре которых человеческие потребности => рост городов => влияние сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, культурой. экспансия европейской цивилизации в другие районы мира. расцвет светской науки и культуры появление национальных литератур в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. \ => возникновение новой цивилизации, новой системы отношений
Что возрождало Возрождение?! Вера в возможности человека => отход от схоластики, интерес к человеку и его телу, что выражается в искусстве Эпохи Возрождения, возврат к интересам Античной мысли, философии, права. Идея ценности земной жизни, критического отношения к официальной религии и ее представителям. Акцент делался не на божественном происхождении человека, а на природном. Природа – госпожа мира, и следование природе, а не божественному провидению – цель человека. Науки исходят из мистического пантеизма.
Гуманизм эпохи Возрождения Концепция гуманизма формируется как противоположность схоластики. Гуманизм — общественно-философское движение, рассматривающее человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. Человек у гуманистов ставится в центр Вселенной и выступает как творец самого себя. Это не просто природное существо, он господин природы.
Антропоцентризм Крайняя форма гуманизма – антропоцентризм. Антропоцентризм предписывает противопоставлять человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Антропоцентризм лежит в основе потребительского отношения к природе, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни. В оппозицию ставится также мировоззрение монотеистических религий (теоцентризм), где центром всего является бог, а также античной философии (космоцентризм), где в центре всего находится природа, мир.
Общество эпохи Возрождения. В отличии от Античности и Средневековья, коллективизм уступает место индивидуализму. Здесь уже не будет платоновского идеального государства, где счастье отдельного человека подчинено счастью коллектива. В то же время общество как масса людей ценностью не считалось: «чернь» груба и невежественна. Объяснить это можно знатным происхождением видных гуманистов. Принцип равенства всех людей, Доблести человека оказываются важнее происхождения. Необходимость чувственности и наслаждения человека, что позволяет говорить о возрождении гуманистического эпикуреизма. Искусство - выражение творческих потенций человека. Именно здесь человек уподобляется Богу и творит.
Николло Макиавелли – политик Возрождения. В понимании государства вновь выделяются правильные и неправильные формы: неправильные губительны по определению, а правильные – в силу того, что перетекают в неправильные. Поэтому, в духе Платона, нужно создать нечто абсолютно новое, но никакого идеализма! Лучшая форма правления – республика. Для формирования республики из губительных форм государства необходим принципат – единовластное правление для первоначального создания добрых порядков и справедливых законов. Создав добрый порядок, принципс отказывается от власти и вверяет соблюдение порядка народу. Человечеству не свойственно подчиняться другим людям => особые качества, которыми должен обладать правитель:
Доблести принципса: использовать религию, ибо христианство способствует пассивному созерцанию умением отринуть обыденную мораль, но выглядеть как обладающей ею, ибо народ может лгать государю о преданности; умением применить силу, когда это необходимо, даже погубив невиновных. Использовать страх, быть жестоким, но так, чтобы поданные об этом не знали, чтобы собственному авторитету не вредить. Делать «грязные дела» следует чужими руками. Держать слово – зачем?! преодолеть самого себя, ведь честь и гордость должны стать пустыми словами для принципса, а это может оказаться не так и просто.
Критика Макиавелли При всей актуальности мысли, в работах Николло Макиавелли остается нерешенным самый главный вопрос: А где же найти такого государя, который своими трудами тяжкими добьется этой благодати, а затем откажется от нее?!
Жан Боден. Суверенитет. Изначальным носителем власти может быть только народ, а вот выражать ее – быть сувереном – может отдельный государь. Для осуществления суверенитета правителю предоставляется надзаконная власть, суверен не обязан исполнять собственные законы. Неделимость суверенитета: если суверен не один, а любой может быть носителем суверенитета, то кто же тогда будет подчиняться законам, издаваемым сувереном?! Конкретные споры решают отдельные судьи, но так как они действуют от имени государства, то их решение так же имеет силу закона => прецедентное право.
Философия Нового времени Формирование нового мировоззрения. 2 тенденции предпосылок: ослабление влияния церкви появление новых представлений. Церковь – крупнейший землевладелец => выступала в глазах народа эксплуататором. Слишком светское отношение к миру высших представителей церкви (епископат) и их чрезмерные требования власти, Недостаточная образованность низшего слоя священников, всеобщий упадок нравов Наука: разум человека может влиять на природу, управлять ею через познанные законы. Идея о том, что правильно организованный разум может познать созданный богом по законам математики и механики мир. реформация Активно происходят процессы секуляризации – освобождения от примата религии и церковных институтов в мышлении.
Методологическая доминанта в исследованиях. Метод – способ воздействия на объект. Френсис Бэкон: метод — это путь, главное средство исследования; метод скорее сам совершает открытия, а человек (даже посредственный) – только способ достижения открытий. Отход от схоластики => поиск новых методов познания, знание дается не божественным промыслом, а чувствами либо разумом. Для философии Нового времени принципиальное значение играет спор между двумя направлениями в гносеологии: Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; Рационализм – направление в теории познания, которое выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
Эмпиризм. Философия Ф. Бэкона. Цель философии и человечества – господство над природой, для чего необходимо изучить ее законы => «Знание – сила». Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. Методы познания: дедукция - от общего к частному. индукция - от частного к общему Неполная. Полная. Идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Эмпирический – опытный Сенсуальный - чувственный
Идолы разума Идолы Разума - то, что стоит на пути корректного научного рассуждения: Идолы Рода: люди следуют своим предвзятым идеям относительно вещей. Идолы Пещеры: это является персональной слабостью индивида в рассуждении по причине собственных предпочтений и антипатий. Идолы Площади (рынка): это происходит по причине трудностей в использовании языка и использовании некоторых слов в науке, которые имеют различные значения, нежели в их обычном значении. Заниматься исследованиями возможно только когда сформируется понятийный и понятный аппарат. Идолы Театра: это происходит из-за использования философских систем, которые включают в себя ошибочные методы.
Рационализм. Философия Р. Декарта. Декарт: "Я мыслю, следовательно, я существую”. Иные представители – Бахрух Спиноза, Лейбниц. В основе бытия и познания лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму. Но смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия (=> существуют материалисты - рационалисты).
Аргументы рационалистов 1. Опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания; 2. Разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте (1+1 = 2). Это знание врожденно. В мыслящем субъекте от рождения заложены теоретические идеи, которые не могут быть выведены индуктивным путем из опыта (идеи точки, прямой, абсолютно твердого тела и др.). 3. Чувства могут обманывать. Рецепторы органов чувств можно обмануть, например, при помощи разрядов электрического тока.
Вопросы для самопроверки: Возрождение: наследие Античности и новые явления. Гуманизм эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Человек и общество: представления эпохи Возрождения. Николло Макиавелли и его понимание государства: принципат, доблести принципса. Жан Боден. Суверенитет. Предпосылки возникновения философии Нового времени. Критика религии и схоластики. Философия Ф. Бэкона: методы познания, идолы разума. Философия Р. Декарта. Соотнесение классификаций «эмпиризм - рационализм» и «материализм - идеализм».
Задания для проверочной работы: Критерий сравнения Эмпиризм Рационализм 1. Основа познания 2. Объяснение этой основы 3. Критика этой основы противоположной стороной Критерий сравнения Идеализм Рационализм 1. Направление философии 2. Основной тезис 3. Краткое объяснение