Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях внедрения ФГОС ПДС «Технологии, методы и приемы формирования УУД», 4 занятие 900igr.net
Повестка: Технология развития критического мышления через чтение и письмо: понятия, базовая модель, стадии, стратегии, методы, приемы. Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования метапредметных результатов. Диагностика результативности работы учащихся в режиме технологии развития критического мышления. Практикум: разработка технологических карт «СОТ как средство формирования УУД».
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. УУД Познавательные общеучебные УУД: смысловое чтение, обработка информации Коммуникативные УУД Личностные УУД
Характеристики, присущие критически мыслящему человек (Дж. Баррел) Решаю проблемы; Проявляют известную настойчивость; Контролируют себя, свою импульсивность; Открыты для других людей; Решают проблемы, сотрудничая с другими людьми; Слушают собеседника; Эмпатичны; Терпимы к неопределенности; Рассматривают проблемы с разных точек зрения; Устанавливают множественные связи между явлениями; Терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов; Рассматривают несколько возможностей решения какой-то проблемы; Часто задают вопрос: «Что, если…?»; Умеют строить логические выводы; Размышляют о своих чувствах, мыслях - оценивают их; Строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели; Применяют свои навыки и знания в различных ситуациях; Любознательны; Активно воспринимают информацию.
Матрица планирования урочной деятельности в режиме ТРКМЧП Стадия вызова Как научить учащихся формулировать цели и задачи обучения? Как настроить учащихся на тему урока? Как вызвать любопытство учащихся? Как напомнить им о том, что они знали до урока? Как приучить их точно формулировать вопросы по теме? Используемые приемы: «подсказка», наводящие вопросы, «Покопаемся в памяти», классификация (кластеры), предсказание, ключевые слова, «З-Х-У», свободное сочинение Стадия осмысления содержания Каким образом учащиеся осмысляют содержание урока? Демонстрация или сообщение: каким оно будет по содержанию, по форме? Что должны делать учащиеся для осмысления темы урока? Используемые приемы: ИНСЕРТ, двухчастный или трехчастный дневник, «вопрос – ответ в парах» взаимное обучение, группы совместного обучения, лекция – дискуссия, вспомогательные пособия (альтернативные источники) Стадия рефлексии. В процессе рефлексии учащиеся оценивают свой путь от представления к пониманию. Используемые приемы: вопросы по тексту, обзор двухчастных и трехчастных дневников, дискуссия «Совместный поиск», перекрестная дискуссия. «Последнее слово за мной», общеклассная полемика, десятиминутное сочинение, «З-Х-У», ИНСЕРТ.
№ Этапы Характеристика деятельности Методы и приемы обучения 1. Вызов Актуализация имеющихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели и задач изучения предстоящего учебного материала. Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая «Верные - неверные утверждения»; «Перепутанные логические цепочки»; «Сбор ассоциаций»; «Составление кластера»; «Корзина идей» составление таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал»; «Кубик» 2. Осмысление Активное получению информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания темы урока. Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая «Верные - неверные утверждения»; «Перепутанные логические цепочки»; «Сбор ассоциаций»; «Составление кластера»; «Корзина идей» составление таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал»; «Кубик»; Чтение с пометами 3. Рефлексия Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая написание эссе, телеграммы, письма; «Круги Вена; «Синквейн» составление таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал»; «Кубик»
Базовая модель РКМЧП вызов осмысление содержания рефлексия
Базовая модель РКМЧП вызов осмысление содержания рефлексия Структура деятельности Потребность Цель Действия, операции Мотив Рефлексия Результат
Дерево предсказаний
Диаграмма Венна
Кластер
Сводная таблица
Диаманта Строчка первая: тема (существительное) Лист дерева - рождение Строчка вторая: определение (два прилагательных) зеленый, яркий Строчка третья: действие (три причастия) светящийся, растущий, цветущий Строчка четвертая: ассоциации (четыре существительных) жара, движение, солнце, пища Строчка пятая: действие (три причастия) увядающий, желтеющий, падающий Строчка шестая: определение (два прилагательных) коричневый, старый Строчка седьмая: тема (существительное) смерть
Перекрестная дискуссия Аргументы за Вопросы для дискуссии Аргументы против Согласны ли вы, что …?
Шесть шляп мышления
Практикум: Прочитайте план-конспект модельного урока Выделите основные стадии Определите применяемые стратегии, методы и приемы технологии ТРКМЧП Выявите, формированию каких УУД на какой стадии будут способствовать применяемые приемы и методы.
Диагностика навыков критического мышления(по Б.Блуму): Воспроизведение – узнавание и вызов информации Понимание - интерпретация материала, схем, преобразование словесного материала в математические выражения и т.д. Применение понятий, знаков, процедур в новых ситуациях Анализ – выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений между фактами и следствиями и т.д. Синтез – написание творческого сочинения. Составление плана исследования и т.п. Оценка логики построения материала, значимости продукта деятельности и т.д.
Формы и методы диагностики сформированности критического мышления учащихся в курсе «География материков и океанов» 1. Тип диагностики: сопровождающий Задание 1 – Заполнить таблица ИНСЕРТ. Задание 2 – Составить таблицу тонких и толстых вопросов, письменно ответить на несколько «толстых ответов» Критерии оценивания: количество и качество вопросов, качество ответов на них Задание 3 - Найти и предоставить аргументы для перекрестной дискуссии Критерии оценивания: степень аналитичности суждений; способность к синтезу; способность к оцениванию. Задание 4 – Составить кластер основных понятий темы. Критерии оценивания: выражение признаков понятия своими словами; сочетание теоретических компонентов понятия и его фактических компонентов; привлечение дополнительных фактов.
Формы и методы диагностики сформированности критического мышления учащихся в курсе «География материков и океанов» 2. Тип диагностики: обобщающий Задание 1 – выполнить тестовые задания Задание 2 – Заполнить бортовой журнал
Задание1 Выполнение тестовых заданий Качественная количественная оценка проводится путем Выбранной школьниками уровня сложности вопросов с уровнем знаний и умений, который демонстрировал в процессе изучения темы. Проверки правильности и полноты ответов на вопросы теста.
Оценка. Перечислите основные черты сходства климата Евразии и Северной Америки.
Задание 2 Заполнить бортовой журнал * Учащиеся еще не изучали темы о внутренних водах, растительном и животном мире Евразии. Критерии оценивания: Умение школьников самостоятельно выносить суждения аналитического, синтетического и оценочного характера. Выпишите основные черты климата Евразии Запишите собственные суждения по вопросу «Как эти черты климата Евразии влияют на ее рельеф, внутренние воды, растительный и животный мир?»*