Психология творческого мышления Выполнила: Межетова Мария, ЛМФ-202 900igr.net
Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. Антон Павлович Чехов
Творчество в общем смысле - это процесс создания субъективно нового. Творчество Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - это уникальность его результата.
Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление
Креативность - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность
Анализ процесса решения так называемых малых творческих задач, или задач на смекалку Использование наводящих задач Использование «многослойных» задач Эмпирические методы исследования творческого мышления:
В творческом мышлении ошибочность какого-то конкретного шага не обязательно ведёт к некорректности общего результата. При традиционном мышлении требуется верность, правильность каждого шага в решении проблемы.
1. Сознательная подготовка. Предпосылка интуитивного проблеска новой идеи; 2. Созревание, инкубация направляющей идеи; 3. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения в виде гипотезы, в виде принципа или замысла; 4. Развитие идеи, окончательное ее оформление. схема творческого процесса по Я.А.Пономарёву:
творческая личность – это свободная личность; а свободная личность – это личность, способная быть самой собой, слышать свое «Я» Творческая личность
уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенная доля агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни казаться странным и необычным; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания; любовь к фантазированию и построению планов на будущее. Личностные черты, благоприятствующие творческому мышлению:
Оригинальность, необычность идей. Семантическая гибкость – способность видеть объект под разными углами зрения. Образная гибкость – способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны. Способность использовать разные идеи в неопределённой ситуации. Особенности творческого мышления по Дж. Гилфорду:
Независимость «Открытость ума» Высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях. Развитое эстетическое чувство. Творческой личности присущи также следующие качества:
Развитие творческого мышления Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности: ситуативные личностные
лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура, и др. Ситуативные факторы, отрицательно влияющие на творческие возможности человека:
Конформизм – желание быть похожим на другого. Цензура – в особенности внутренняя цензура. Ригидность – часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Желание найти ответ немедленно, чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Личностные факторы, негативно влияющие на процесс творчества:
степень проявления творческих способностей зависит также от внутренней и внешней мотивации. реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание) внешняя мотивация творчества
Методы стимуляции творчества Приемы, которые позволяют снять или ослабить барьеры между сознанием и бессознательным: использование алкоголя и наркотических веществ; применение гипноза; применение методов решения задач с помощью поиска подсказок в сновидении.
прежде всего тренинг уверенности в себе, Тренинги тренинг сензитивности (развитие у участников тренинга интуиции, наблюдательности) и др.
на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются. методика мозгового штурма А.Осборна:
соответствующая система обучения и воспитания Важная задача педагога - уменьшить «антитворческий» эффект любого обучения.
Известный педагог–новатор, народный учитель Виктор Федорович Шаталов: «Если в первые 5–6 минут не возникает хотя бы ориентировочного плана решения задачи, то ее просто нужно оставить и заняться другим делом, однако время от времени мысленно снова и снова возвращаться к ней» «Свойство нашего мышления таково, что если в него заложен раздражитель, то поиск будет идти постоянно, даже если мы сознательно не нацеливаем себя на него»
Кандидат психологических наук Л.М.Митина 1. Излишняя строгость в тоне и лексике. 2. Многословие в общении (учительский синдром ТТТМ - teacher talks too much – учитель говорит слишком много). 3. Слабость эмоционального контакта с учащимися. 4. Частое указание на недостатки 5. Нетребовательность, тон неуверенности. Наиболее типичные ошибки преподавателей, мешающие созданию атмосферы творчества:
советы преподавателю, который хочет создать творческую атмосферу: 1. Демонстрировать учащимся полное доверие к ним 2. Помнить, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и большие потенциальные возможности 3. Стать для учащихся источником опыта (нравственного, эмоционального, интеллектуального), к которому можно обратиться за помощью. 4. Чувствовать эмоциональный настрой учащегося, группы и принимать его. Кандидат психологических наук Л.М.Митина
ТРИЗ-педагогика основана на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера (1926-1998 гг). ребенок должен сам добывать себе знания под руководством учителя или воспитателя Принципы ТРИЗ-педагогики: 1. Принцип свободы выбора. 2. Принцип открытости. 3. Принцип деятельности (переход количества в качество) 4. Принцип обратной связи. 5.Принцип идеальности (мотивация)
Быстрее и разными способами достигает результата Детально оценивает свое решение и совершенствует его Реализует свой потенциал и амбиции Легче и полнее адаптируется к условиям труда Гибок, точен и эффективен в решении профессиональных задач Творчески развитый человек:
Кудрявцев А. В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). - М.: «Речной транспорт», 1991. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981 г. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М.: Педагогика, 1977. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994 Шаталов В. Ф. Соцветие талантов. – М., 2001. Список литературы