ТРИЗ – «ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ» РАЗРАБОТАНА ГЕНИАЛЬНЫМ СОВЕТСКИМ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ, ПЕДАГОГОМ, ПИСАТЕЛЕМ ГЕНРИХОМ САУЛОВИЧЕМ АЛЬТШУЛЛЕРОМ (1926 —1998) ПЕРВЫЕ РАЗРАБОТКИ НАЧАЛИСЬ В 1945-48гг. ПЕРВАЯ ОПУБЛИКОВАННАЯ СТАТЬЯ ПО МЕТОДИКЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – 1956г. 900igr.net *
http://www.matriz.ru/ Центры ТРИЗ в мире СЕГОДНЯ *
Тема доклада «Проблема и проблематизация в ТРИЗ». Д.А.Бахтурин Источник: Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. «О ПСИХОЛОГИИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА» //ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, № 6, 1956. - С. 37-49 *
1. Антипсихологизм. …работы предшествующего периода ….не вскрыли особенностей технического творчества вообще и изобретательского творчества в частности. Остались нерешенными основные принципиальные вопросы психологии изобретательского творчества, вместо исследования которых авторы оперировали такими лишенными конкретного научного содержания наименованиями, как "озарение", "просветление", "догадка", "зарождение", "вынашивание" и т.д. Изобретательское … творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам. Создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям. Всякая …техническая задача не может быть решена иначе, как в соответствии с законами науки и в зависимости от закономерностей развития техники. . *
Акт изобретательской деятельности. С. Л. Рубинштейн в "Основах общей психологии" впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: "Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или прием, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий.» *
Рабочая онтология (пример). Машина. К. Маркс в "Капитале" дал структурно-функциональную характеристику машин: "Всякая развитая совокупность машин (entwickelte Maschinerie) состоит из трех существенно различных частей: машины-двигателя, передаточного механизма, наконец, машины-орудия, или рабочей машины. Машина-двигатель действует как движущая сила всего механизма. Передаточный механизм регулирует движение, изменяет, если это необходимо, Обе эти части механизма существуют только затем, чтобы привести в движение рабочую машину, благодаря чему последняя захватывает предмет труда и целесообразно изменяет его. . *
Объемлющая онтология. Развитие машин. Между главными составными частями машины - рабочим органом, передаточным механизмом (трансмиссией) и двигателем имеется определенное соотношение, ибо все эти части находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Этот закон есть частный случай известного положения марксистской диалектики о всеобщей взаимосвязи явлений. Взаимообусловленность отдельных составных частей машины в процессе ее развития - другой частный случай всеобщего закона диалектики. . *
Объемлющая онтология. Противоречия. Наличие взаимосвязи между главными составными частями машины приводит к тому, что развитие той или иной части оказывается возможным только до определенного предела - пока не возникнут противоречия между измененной частью машины и оставшимися без изменений другими ее частями. Противоречия, возникшие между отдельными частями машины, являются тормозом общего развития, ибо дальнейшее усовершенствование машины невозможно без внесения изменений в соответствующие ее части, без коренного улучшения их свойств. . *
Объемлющая онтология. Жизненный цикл противоречия. 1. Отдельные элементы машины, механизма, процесса всегда находятся в тесной взаимосвязи. 2. Развитие происходит неравномерно: одни элементы обгоняют в своем развитии другие, отстающие. 3. Планомерное развитие системы (машины, механизма, процесса) оказывается возможным до тех пор, пока не возникнут и не обострятся противоречия между более совершенным элементом и отстающими ее частями. 4. Это противоречие является тормозом общего развития всей системы. Устранение возникшего противоречия и есть изобретение. 5. Коренное изменение одной части системы вызывает необходимость ряда функционально обусловленных изменений в других ее частях. . *
Технология изобретательской деятельности Следовательно, каждое творческое решение новой технической задачи - независимо от того, к какой области техники оно относится, - включает три основных момента: 1. Постановка задачи и определение противоречия, которое мешает решению задачи обычными, уже известными технике путями. 2. Устранение причины противоречия с целью достижения нового - более высокого - технического эффекта. 3. Приведение других элементов усовершенствуемой системы в соответствие с измененным элементом (системе придается новая форма, соответствующая новой сущности). . *
Технология изобретательской деятельности Сообразно с этим процесс творческого решения новой технической задачи обычно включает три - отличные по цели и методу - стадии, которые мы условно назовем аналитической, оперативной и синтетической. Аналитическая стадия имеет целью анализ развития данной машины, механизма, процесса (или, в более широком случае, отрасли техники) для выявления основного на данном этапе противоречия и определения непосредственной (физической, химической и т. п.) причины этого противоречия. Оперативная стадия заключается в систематическом и целесообразном направленном исследовании возможных способов устранения обнаруженной причины противоречия. Синтетическая стадия направлена на внесение в остальные элементы системы дополнительных изменений, вытекающих из найденного способа устранения данного технического противоречия. . *
Проблематизация в изобретательской деятельности. Творческая работа изобретателя начинается уже на первом этапе аналитической стадии - при выборе задачи. Совершенно ошибочно мнение С.Л. Рубинштейна о том, что изобретатель должен выработать тенденцию присматриваться к тому, что "можно изменить, переделать, улучшить". Изменить и улучшить можно все без исключения орудия и средства техники - ничего неизменяемого нет. Задача изобретателя заключается не в механическом выборе темы, на которую случайно упал взгляд, а в творческом исследовании динамики развития определенной системы и в выявлении решающей на этом этапе проблемы, являющейся тормозом общего развития. . *
Проблематизация в изобретательской деятельности. Второй этап аналитической стадии - выявление основного звена задачи. При решении каждой конкретной технической задачи необходимо из всех характеристик машины, механизма, процесса выбрать ту характеристику (звено), изменение которой необходимо и достаточно для достижения требуемого технического эффекта. . *
Проблематизация в изобретательской деятельности. Выявление решающего противоречия - третий этап аналитической стадии. При попытке решения задачи уже известными техническими средствами возникают противоречия, препятствующие достижению требуемого технического эффекта. Так, например .. пытаясь обычными приемами улучшить один из показателей, мы одновременно ухудшаем другие показатели. . *
Проблематизация в изобретательской деятельности. Выявленное противоречие, очевидно, является следствием определенных причин. Задача последнего - четвертого - этапа аналитической стадии творческого процесса - определение непосредственной (механической, химической и т. д.) причины противоречия. Например – клавиши на коммуникаторе должны быть большими, что бы печатать тексты, и маленькими, чтобы был большой экран После определения непосредственной причины противоречия переходят к оперативной стадии изобретательской деятельности – разрешению найденного противоречия. . *
Проблематизация в изобретательской деятельности. РЕЗЮМЕ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ Выбор задачи, подлежащей решению = ПРОБЛЕМЫ, являющейся препятствием дальнейшего развития системы. Выявление основного звена выбранной задачи = Характеристики (элемента), изменение которой необходимо и достаточно для достижения требуемого технического эффекта. Выявление решающего противоречия = Препятствия к достижению требуемого технического эффекта имеющимися средствами развития техники. Выявление «причины» решающего противоречия. *
«Проблематизация» как выявление «сути дела», «ключевой причины» Является основным инструментом и руководящим принципом, ПРОБЛЕМА – это то, что препятствует развитию системы. «Проблематизация» как указание на дефициентность средств при наличии цели С одной стороны, сам ТРИЗ возник в ответ на дефициентность традиционных средств решения изобретательских задач и в их критике С другой стороны, сама методология ориентирована на правильную постановку задачи, ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Далее доминирует установка, что МЫ ВСЕГДА НАЙДЕМ СРЕДСТВО ДЛЯ ЕЕ РЕШЕНИЯ. И, наконец, внутри метода предполагается подбор/поиск/создание новых, более адекватных средств. «Проблематизация» как «знание о незнании» В ТРИЗ широко используется как технический прием: «Дана задача и противоречие. Необходимо найти такой Х-элемент, который снимает противоречие и совершенно не усложняет систему»… «Проблематизация» как выход к основаниям, предельным вопросам (в данном случае существования и развития технических систем). В ТРИЗ разработаны Законы развития технических систем, позволяющие – через «обострение противоречия» - обсуждать и прогнозировать развитие отдельных технических систем, их классов, техники в целом… Отношение к развернутым на Школе способам употребления термина «Проблематизация» *
«Проблематизация» как указание на наличие неразрешимых вопросов человеческого бытия ТРИЗ ограничен следующей постановкой «Богатство есть количество свободного времени». Техника, развиваясь, способствует его увеличению… «Проблематизация» как критика существующего состояния, свойства, действий, целей, средств. В ТРИЗ развернуты инструменты бенчмаркинга и функционально-стоимостного анализа (оптимизация и многокритериальная оценка), в основе лежит Закон неравномерного развития «Проблематизация» как способ «фокусировки», координирования, иерархирования, объединения Удерживается в ТРИЗ на основе методики аналитической стадии (выявления ПРОБЛЕМЫ) и синтетической стадии (внесение изменений в систему после разрешения противоречия) «Проблематизация» как распредмечивание …. Отношение к развернутым на Школе способам употребления термина «Проблематизация» *
Road Map типового проекта по повышению Value . Gen3 Partners© *
История ТРИЗ Инструменты классической ТРИЗ, разработанные Альтшуллером и его последователями (1956 – 1989) Изобретательские приемы АРИЗ 1956 1972 Стандарты на решение изобретательских задач Законы развития технических систем База научных эффектов Задачи – аналоги Развитие творческого воображения Время Инструменты ТРИЗ 1975 1981 1982 1985 1987 1989 1977 9-ти экранная модель Ве-польный анализ 1973 1974 1983 *