Философия бизнеса
Предмет курса -философские аспекты (основания, принципы, ценности) деловой практики бизнеса Цель курса – осмыслить мировоззренческие основания бизнеса, сконструировать его «практическую философию» как теорию и идею
Философия как стратегия предприятия Анализ истории предприятия, его будущий образФилософия брендаЭтические кодекс предприятияСоциальная ответственность фирмыРоль предприятия в достижении процветания страны, укрепления её имиджаВклад предприятия в экологию и решение глобальных проблемВзаимоотношениями с религией, политикой
Основные принципы руководства бизнесменаВ деловых взаимоотношениях проявлять уважение, терпимость, деликатность, тактичность, доверять не только себе, но и своим партнерам.Быть убежденным в том, что честь превыше прибыли.Признавать неизбежность конкуренции, понимая необходимость сотрудничества.Ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу действий своих конкурентов.Не бояться рисковать и брать на себя ответственность за все принимаемые решения.
Миссия и ценности компании – помогают сплотить команду, довести до сведения каждого сотрудника стратегические цели и идеи, сделать работу эффективной, интересной Говоря о производственном процессе в целом, Г. Форд отмечал, что производственный продукту – это не просто реализованная «деловая теория», а нечто большее – теория, цель которой создать из мира вещей источник радости.
«За» и «против» социальной ответственности Аргументы в пользу социальной ответственности бизнеса:Долгосрочные перспективы для компанииИзменение потребностей и ожиданий обществаНаличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблемМоральное обязательство перед обществомПатриотизм
Этика бизнеса совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и внешнему виду делового человека.
Наряду с понятием «этика бизнеса» как тождественные употребляют понятия «деловая этика», «экономическая этика», «предпринимательская этика»
Этика в современном менеджменте Предметом бизнес-этики являются принципы, ценности, идеалы определяющие правильные и неправильные подходы к деятельности.Опросы общественного мнения показали, что общество убеждено в снижении уровня стандартов этики бизнеса в условиях кризиса.Для решения этой проблемы организации предпринимают самые разные шаги: составляют морально-этические кодексы, занимаются этическим мониторингом, приводят тренинги по этике и философии бизнеса
Объективные причины к философствованию в бизнесе проблемы: Слабая управляемость и предсказуемостьОтсутствие реальных мировых денегПотребность в философских основаниях появляется лишь на стадии развитого предприятияДо 90% начинающих бизнесменов разоряется за первые год, дваФормирование корпоративного мышления
Прагматизм («Сделано в США») Философия дела и успеха Основоположники: William James John Dewey Charles Sanders Peirce
Основания прагматизма Истина то, что полезно и работает. Знание эволюционирует от сомнения к уверенностиГлавное- решение проблем
Принцип Пирса: практически проверить на истинность все суждения, где понятие подлежащие Пример:Алмаз самый твердый в природе.Значит им можно поцарапать на практикелюбое другое природное вещество
Роль бизнеса в социальном прогрессе В ХХ веке возникла доктрина бизнес благотворительности, согласно которой преуспевающие организации обязаны жертвовать часть своих средств на благо общества. «Большинство согласится с тем, что когда г-н Абрамович и его компании тратят $2,5 млрд на ремонт домов, школ, больниц, церквей и инфраструктуру Чукотки, которая когда-то была одним из самых безнадежных регионов страны, а сейчас стала одним из самых быстрорастущих регионов, это как раз то, что называется «делать добро», которое присуще нашей духовной атмосфере»
Две точки зрения на отношение компании к социальной среде Первая точка зрения заключается в том, что организация является социально ответственной, если работает с максимальной прибылью и при этом не нарушает законы.Сторонником этой теории является лауреат Нобелевской премии М. Фридман, по мнению которого: «роль бизнеса заключается в использовании ресурсов и энергии в видах деятельности, предназначенных для увеличения прибыли, и в соблюдении при этом правил игры… а также в участии в честной конкурентной борьбе без мошенничества и обмана».
Две точки зрения на отношение компании к социальной среде Согласно второй точке зрения организация, кроме обязательств чисто экономического характера, обязана учитывать человеческие и социокультурные аспекты влияния ее деятельности на сотрудников, потребителей и местные сообщества и вносить позитивный вклад в решение социальных проблем в силу своих возможностей в области защиты окружающей среды, здравоохранения, защиты потребителей и т.д.. Данный подход также подразумевает, что общество ожидает от бизнеса не только высоких экономических показателей, но и работы в социальных направлениях. М. Вебер доказывает что "честность" - это капитал, приносящий прибыль
М. Вебер и современность М. Вебер утверждал что "честность" - это капитал, приносящий прибыльВ США оштрафовали «Голдман Сакс» на $22 миллиона за неудачи при попытках предотвратить умышленно вредные советы аналитиков-исследователей, даваемые привилегированным клиентам по изменениям на рынках.
Бизнес и религия Более 50 % верующих людей хотели бы иметь собственный бизнес «Вера в духовность человека — не основание отказываться от предпринимательства. Более того, религия дает ответ на вопрос, как верующему человеку вести бизнес, зарабатывать деньги, и расширяться, не нарушая Божьих и человеческих законов» (Иваненко С.)
Экономика цивилизации и предприниматели Суть проблемы:Нестабильность,Волатильность, Политическое давление,Экологические проблемыВлияние религии
Мировой кризис как долгосрочный фон мировой экономики
Хрематистика как негативное постояннное явлениеХремастика (от др.-греч. χρηματιστική — обогащение) — термин, которым Аристотель обозначал науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибылиЦель экономики – естественное богатство, вещи для жизни. Цель хрематистики – неестественное богатство, накопление в денежной форме, обладание деньгами.
Этика запрещает в деятельности фирмыиспользование информации полученной в доверительной беседевыплата соучастнику части незаконно полученных денегпротивоправное поведение ради интересов фирмынезаконные выплаты политическим организациямраскрытие секретов компанииВымогательство, взятки, подаркиконфликт на почве столкновения интересовнарушение закона в целом
Автор идеи и составитель К. филос. н, доцент (ВАК РК) Степанов А.В.