Организация книжных выставок -это наука или искусство!? Составители библиотекари: Чубкина В.В., ООШ №68 Оверчук Л.В., ЗУВК №19
Книжная выставка -это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.
Впервые книжные выставки появились в середине 19 века.Анализируя деятельность библиотек, Н.Г. Чернышевский на первое место поставил организацию выставок.
Книжные выставки классифицируются по ряду следующих признаков:по статусу – самостоятельные или сопровождающие массовые мероприятия;по содержанию – универсальные, отраслевые, тематические, персональные;по целевому назначению – в помощь учебе, для повышения общеобразовательного уровня;по времени публикации и поступления в библиотеку новых поступлений;по месту экспонирования – организуемые в библиотеке или за ее пределами;по срокам функционирования – постоянные, длительные, кратковременные;по видам изданий – книжные, журнальные, газетные;по конструкционным особенностям – витринные, внутристеллажные, внутриполочные, передвижные.
Традиционные виды книжных выставок
Нетрадиционные виды выставок Выставка – вопрос (с подбором занимательных вопросов)Выставка – отзыв (состоит из отзывов о книгах)Выставка – тест (тесты и литература)Выставка одного портрета (портрет и литература об этом человеке)Выставка – диспутВыставка – бенефис читателя (формуляр, фотография, анализ чтения)Выставка – ребус (сопровождается плакатом)Выставка – гербарийВыставка – кроссвордВыставка одной книги (обязательно наличие плаката с рекомендательной аннотацией)Выставка – викторинаВыставка – знакомство (для того, чтобы познакомить читателей с интересным человеком)Выставка – презентация (новой книги, журнала)Выставка, подготовленная читателемВыставка одного жанраВыставка одного автора (организуется к юбилеям писателей)Выставка книжных иллюстраций (иллюстрации одного художника, к книгам одного жанра, одной тематики)Выставка – вернисаж (книги и репродукции картин по определенной тематики)Выставка – сказка (книги, рисунки, поделки)
Этапы разработки и оформления книжной выставки:☼ выбор темы;☼ определение целевого и читательского назначения;☼ отбор документов;☼ подбор вспомогательных материалов;☼ разработка структуры;☼ оформление;☼ реклама;☼ анализ эффективности.
дополнительные средства для создания привлекательности, целостного образа, более глубокого познания, которые по содержанию связаны с темой выставки и дополняют ее. Аксессуары книжной выставки:Изделия из природного материалаИгрушкиСвечиТворения рук человеческих Макеты, муляжи Отзывы о книгеМини-сочиненияЦветыАудио-, видеоматериалыИллюстрации, портреты, плакаты, фотографии, рисунки, картины, календари
Задача библиотекаря: Используя аксессуары,– не просто украсить выставку, а придать предметам определенное содержание. Они должны быть едины между собой, а так же с книгами и иллюстрациями. Культура книжной выставки зависит от внешнего вида экспонатов, от точности подобранного материала, хорошо продуманной экспозиции. Одним словом, все, что поможет раскрыть тему выставки, привлечь внимание. Главное: соблюдать вкус и чувство меры.
Выставка - интервью Портфолио читателя:- ФИО;- школа, класс;- фото читателя;- автобиография;- читательский интерес;- увлечения;- литературное досье (формуляр читателя);- анкета;- высказывания о роли книги и библиотеки в его жизни;- отзыв о прочитанных книгах;- творческая работа (сочинения, стихотворения и т.д.);- советы другим читателям.
Выставка – вернисаж Твоя країна - УкраїнаЦель: пробудить в детях интерес и уважение к историческому прошлому Украины.Читательское назначение: для детей среднего и старшего школьного возраста
1 розділ. Сива давнина Хто не знає свого минулого, Той не вартий свого майбутнього. М. Рильський 2 розділ. Наша слава не вмре, не загине Де Дніпро наш корить хвилі, Славний край козачий!3 розділ. У вирій подій XX століття Воскресну нині! Ради їх, Людей закованих моїх. Убогих, нищих... Возвеличу Малих отих рабів німих! Я на сторожі коло їх Поставлю слово. Рве стрімкі пороги, Там країна, вся зелена. Славний край розлогий: Там козацтво виростало Слави, волі добувало. Україно, Україно… 4 розділ. Живи, міцній та квітни, Державо! Україна, соборна Держава, Сонценосна колиска моя, Ще не вмерла, й не вмре твоя слава, Завойована в чесних боях!
Выставка – кроссворд Проверьте свои знания Кроссворд – излюбленное интеллектуальное развлечение. Разгадывание его – это не только прекрасный способ проверить свою эрудицию, но и повод существенно пополнить ее. Смотрите! Думайте! Читайте! Обращение к читателю! Юный друг! Перед тобой книжная выставка - кроссворд о птицах знакомых и незнакомых – наших далеких и близких соседях по планете. Кто они? Какие они, эти наши соседи? Как они уживаются с нами? О племени пернатых и составлен этот кроссворд. Ищите ответы на заданные вопросы в книгах, вспомните свои наблюдения в природе. Выполнение заданий кроссворда, решение загадок, разовьет интерес к природе, логическое мышление, сформирует разумное, бережное отношение к окружающей среде.
творчествоискусстворадостьудовольствиезнания
Книжная выставка, как она есть Рекомендательный список литературы Бібліотечне обслуговування дітей та підлітків // Шкільна бібліотека. – 2004. - №1. - С.53-55.Боженко Л.М. Робота шкільної бібліотеки у формуванні позитивної мотивації за здоровий спосіб життя // Шкільна бібліотека. - 2005. - №2. - С.96-100.Вяткина В. Организация книжных выставок – это наука и искусство // Шкільна бібліотека. – 2006. - №1. - С.99-105.Групова робота з читачами. Публічні заходи // Шкільна бібліотека . – 2003. - №9. - С.132-134.Дондолова Р.Б. Вернисаж справочных изданий // Шкільна бібліотека. - 2006. - №11. - С.147-149.Зубченко Л.А. Библиотечный дизайн // Шкільна бібліотека. - 2006. - №10. - С.73- 77.Матвійчук О. Інформаційно-бібліографічне обслуговування читачів // Шкільна бібліотека . - 2005. - №11. - С.33-35.Полозюк Н.В. Роль і місце бібліотеки в навчально-виховному процесі // Шкільна бібліотека . - 2005. - №11. - С.53-55.Ситник Г. Технології масової роботи шкільної бібліотеки // Шкільна бібліотека. - 2005. - №11. - С.38-39. Соколовская В.В. Технологии массовой работы школьной работы с читателями // Шкільна бібліотека. - 2003. - №9. - С.132-134.Фільжак С.Я. Методи популяризації книг // Шкільна бібліотека. - 2006. - №2. - С.80-81.Цупак О.І. До світла знань // Шкільна бібліотека. - 2005. - №5. - С.54-59.