Теория культуры 1. Культурология как наука и учебная дисциплина 2 . Понятие культуры и многообразие подходов к определению культуры. 3. Соотношение понятий культура и цивилизация. 4. Глобальный кризис в современной культуре 5. Типология культуры 900igr.net
6. Языки и символы культуры 7. Культурные нормы 8. Культура и религия 9. Социокультурная динамика
Культурология как наука. Культурология - это область гуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры. Впервые термин «культурология» (от лат. cultura и греч. logos) был введен американским исследователем Л. Уайтом (1900 – 1975) в книге «Наука о культуре» (1949).
Цель культурологического исследования - понимание как своей, так и иной культуры; Предмет - содержание общественной жизни Основные задачи культурологии: анализ культуры как системы культурных феноменов; исследование ментального содержания культуры; выявление типов связей между элементами культуры; исследование типологии культур и культурных единиц; разрешение проблем социокультурной динамики; исследование культурных кодов и коммуникаций.
(от лат. colere-cultura- возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу». Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется антропосоциогенез. Культура
В структуру культурологии входят: философия и теория культуры; история культурологических учений; история мировой и отечественной культуры; социология культуры; культурная антропология; прикладная культурология.
анализ культуры как системы культурных феноменов; исследование ментального содержания культуры; выявление типов связей между элементами культуры; исследование типологии культур и культурных единиц; разрешение проблем социокультурной динамики; исследование культурных кодов и коммуникаций. Основные задачи культурологии:
Междисциплинарный характер культурологии: Психология предоставляет возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления его духовного мира. Этнография способствует усвоению национально-этнической уникальности культур народов мира. Искусствоведение раскрывает особенности художественной культуры, ее неповторимость и силу эмоционального воздействия на человека.
Междисциплинарный характер культурологии: Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания на пересечении таких наук, как философия, история, социология, антропология, этнография, искусствоведение, психология. Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении. Социология выявляет закономерности процесса ее функционирования в обществе, особенности культурного уровня различных групп.
Структура культурологии философия и теория культуры; история культурологических учений; история мировой и отечественной культуры; социология культуры; культурная антропология; прикладная культурология
Понятие культуры и многообразие подходов к определению
Структура культуры МАТЕРИАЛЬНАЯ культура: культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); физическая культура.
Определение понятия Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком и природные объекты, используемые человеком.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА: - познавательная и интеллектуальная культура; - культура речи; - мораль; - искусство; - религия; - наука; - философия; - образование.
Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности;- совокупносфть нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.
Отдельные виды культуры нельзя отнести к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сочетание культуры, «пронизывая» всю ее систему. Материально-духовные виды культуры: - экономическая культура; - политическая культура; - правовая культура; - экологическая культура; - эстетическая культура.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Человекотворческая (преобразующая). Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе эта функция называется преобразующей, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.
преобразующая. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Познавательная функция. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. Коммуникативная функция. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Нормативная (регулятивная или защитная функция). Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция. Духовно-нравственная. Это - воспитательные роли культуры. Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Ценностная (Аксеологическая). С ее помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры.
Многозначность понятия «Цивилизация» Цивилизация (от лат. Civitas, что означает "государство, сосредоточенное в городе" и "civilis", характеризующего "гражданина" как "городского жителя". Принято считать, что впервые слово "цивилизация" употребил маркиз де В.Р. Мирабо в своем известном трактате "Друг законов" (1757). По его определению, "цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития".
Многозначность понятия «Цивилизация» Несовпадение культуры и цивилизации представил в своей концепции О. ШПЕНГЛЕР («Закат Европы»), трактовавший цивилизацию как фазу заката культурно-исторического типа, его разложение.
Многозначность понятия «Цивилизация» Культура - совокупность духовных возможностей человеческого общества на той или иной ступени развития. Культура задает смыслы и цели общественного и личностного бытия. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. Культура имеет душу.
Многозначность понятия «Цивилизация» Цивилизация - совокупность условий, необходимых для осуществления этих возможностей. Цивилизация обеспечивает формы социальной организации, технические средства, регламент человеческого поведения. Цивилизация превращает идеальные планы культуры в реальные программы, в выполнение которых вовлекаются массы людей.
Многозначность понятия «Цивилизация» Цивилизация есть явление общее и повсюду повторяющееся. Цивилизация же имеет методы и орудия. Цивилизация определяет место и роль всякого человека в культуре, устанавливает правила человеческого общежития, в которых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры.
Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации (схема проф. М.С.Кагана) Первобытное cостояние - Доцивилизационный тип культуры Традиционная культура - Цивилизация в культуре Индустриальная цивилизация - Культура в Цивилизации Постиндустриальное общество - Отождествление Культуры и Цивилизации
Типологизация цивилизаций Цивилизации различаются: по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие, индустриальные или приморские, континентальные; по принципу естественно-географической среды: открытые, закрытые (по взаимодействию с другими цивилизациями); интравертные, экстравертные (по направленности творческой энергии); по временному (тысячелетние цивилизационные циклы Э.ТОФФЛЕРА: сельскохозяйственная, индустриальная, постиндустриальная) или по религиозному принципу
Типологизация цивилизаций Получила развитие концепция двух типов цивилизационного развития: традиционного и техногенного. Она исходит из признания, что тип цивилизации, ее стратегия определяется культурой. Различия между западноевропейской цивилизацией (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.
Основные черты КУЛЬТУРНЫХ УНИВЕРСАЛИЙ, составляющие основу западноевропейской культуры: представление о природе как поле приложения сил человека (сравнить с ценностной установкой восточной культуры на невмешательство в природу); абсолютизация человеческой активности, призванной преобразовать мир (сравнить с восточной – к миру надо приспосабливаться, угадывать ритмы изменения мира);
деятельность человека направлена на преобразование мира, а не самого человека (сравнить с восточным принципом самосовершенствования); технико-технологическая оптимальность развития техники и технологии вне их социокультурного измерения; быстрое изменение предметного мира; доминирование научной рациональности; ориентация на автономию личности, ее прав и свободы и т.д.
А. ТОФФЛЕР (р. 1928) предложил волновую модель цивилизации. "Аграрная волна" "Индустриальная волна" Грядущая "третья волна"
Глобальные проблемы
Черты современного кризиса культуры В представленных Римским клубом исследованиях выделено несколько типологических черт современного кризиса: ориентация на принцип количественного роста может привести к катастрофическим последствиям. Сейчас этот вид кризиса осознается более конкретно как ограниченность некоторых видов ресурсов, исчерпание ресурсов по регионам, экономических границ; возникновение опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В результате их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу;
черты, связанные с развитием самого общества: риск гигантских катастроф, поскольку современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима для воздействия природных стихийных и социальных сил; несправедливое распределение отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Страны, располагающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, что создает гигантскую нагрузку на экологию. Все это ведет к дестабилизации социального организма.
Выход может быть найден, прежде всего, на пути изменения социокультурных ориентаций, целей и идеалов современного человека. Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектировочных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание.
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance.
Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим. Социализация – процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном обществе.
Аккультурация — процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологии в 1930-х гг. Ассимиляция — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.
ЗНАК — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.
СИМВОЛ - одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, которым служил simbolon - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре - универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него.
Символ культуры - условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символы культуры иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Символами культуры выступают: предметы и вещи; природные процессы; животные и растения; сказочные существа.
Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиция — набор представлений обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение. Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества. Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.
Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно. АНОМИЯ (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.
РЕЛИГИЯ (от лат. religare — связывать, соединять) система представления мира, основанная на том, что человек ощущает связь с неким бытием, высшим существованием, имеющим системность и организованность. Религия это сложное духовное образование, специфический способ духовной деятельности человека, форма общественного сознания.
Понятие "религия" означает особый взгляд на мир, общество и человека, вытекающий из признания реального существования трансцендентного, сверхъестественного, определяющего существование мира и человека, основанного на вере и выраженного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группе или иной организационной структуре. Религия опирается на веру или мистический опыт
Вера, верность, уверенность, достоверность - все это слова, однокоренные с латинским veritas - истина. Уточнение понятия вера - только первый шаг к определению религии, поскольку не всякая вера - вера религиозная. Понимание того, что такое вера, необходимо, но не достаточно для выявления сущности религии. Обычно определение религии уточняют указанием на то, что религия - это вера в сверхъестественное. Такое определение приводит к смешению религии с другими явлениями культуры - мифологией, фольклором, вообще с искусством.
Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.
МИФ, мифы (от греч. mytos – сказание) – это появившиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества.
ИСКУССТВО есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Если определить духовную культуру как смысловую систему человеческой жизнедеятельности, то религию можно рассматривать в качестве ее разновидности, системы САКРАЛЬНЫХ смыслов.
Социокультурная динамика Широкое использование понятия динамика культуры приходится на вторую половину ХХ в., когда в области научной аналитики происходит активное расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамических типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения. «ДИНАМИКА» (от греч. dinamis) переводится как «сила».
Когда речь идет о социодинамике, подразумеваются изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменение – неотъемлемое свойство культуры. Развитие культуры происходит как через изменение уже имевшегося, так и через возникновение качественно новых форм.
Наиболее древним является представление о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости. Циклическая повторяемость – закон биологического существования, ему подчиняется мир природы и человек. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Подобные взгляды были распространены в V- V вв. до н.э. в греческой (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сым Цянь) философии.
Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIX- нач. XX вв. Она представлена в теории культурно-исторических типов у русского социолога Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО, жизни «культурных организмов» в концепции О. ШПЕНГЛЕРА, «круговороте локальных цивилизаций» А. ТОЙНБИ, теории «этногенеза Л.Н. ГУМИЛЕВА
До свидания!