Урок обществознания. 10 класс 5klass.net
ТЕМА УРОКА: Социальное познание
Цели по содержанию урока: УСВОИТЬ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ; РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ И ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ ИЗУЧЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ, ДАВАТЬ ОЦЕНКУ ИЗУЧЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И ПРОЦЕССОВ; РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ.
Основные этапы урока 1. Мотивация 2. Постановка целей и задач 3. Предоставление необходимой информации 4. Интерактивное упражнение 5. Рефлексия
? Проблема Изучая общество, учёные наблюдают, сравнивают, иногда экспериментируют. Значит ли это, что для изучения общества используются те же методы, что и для изучения природы?
Поработайте с источником информации
Социальное познание познание общества познание социальных явлений познание социальных процессов
Задачи социального познания Описание социальных явлений Объяснение, выявление сущности социальных явлений
Методы социального познания теоретические эмпирические 1. Метод анализа: Анализ документов Сравнительно-исторический анализ литературы 2. Метод обобщения 3. Метод классификации 4. Метод умозаключения 5. Статистический метод 6. Выдвижение гипотезы 1. Метод наблюдения 2. Метод опроса: Анкетирование Интервью 3. Тестирование 4. Метод экспертной оценки 5. Метод социометрии 6. Метод эксперимента 7. Измерение социальных установок
Особенности социального познания Трудности в изучении социальных явлений и процессов (многообразные связи и отношения) Исследование идеальных, духовных отношений (более сложных и противоречивых) Общество одновременно объект и субъект познания Ограниченные возможности методов наблюдения и эксперимента Применение конкретно-исторического подхода к социальным явлениям – изучение социальных явлений в историческом развитии
Информация к размышлению Как Вы думаете, чем связаны эти предметы?
Графический тест самооценки для измерения «образа» социальной структуры общества Ниже приводятся четыре суждения и четыре рисунка. Посмотрите внимательно рисунки, после чего прочитайте суждения и выберите из них то, с которым Вы согласны. На рисунке, соответствующем выбранному Вами суждению, отметьте крестиком в одной из клеток место, которое, по Вашему мнению, Вы занимаете в обществе. 1. В нашем обществе часть людей находится в «низах», а часть — в «верхах». Естественно, они не изолированы полностью, их связывает между собой небольшой промежуточный слой (рис. 1). 2. В нашем обществе люди располагаются друг над другом по «слоям»: чем выше слой, тем меньше число людей, входящих в него (рис. 2). 3. В нашем обществе большинство людей занимают «среднее положение» и различия между ними незначительны. Однако имеется небольшая часть людей, положение которых намного хуже, чем у большинства, и другая часть, положение которых намного лучше (рис. 3). 4. В нашем обществе различия между положением разных групп населения незначительные (рис. 4).
Рефлексия Оцените свою работу на уроке по 10- балльной шкале, ответив на вопросы: как Вы усвоили материал темы получил прочные знания, усвоил весь материал – 9 – 10 б. усвоил учебный материал частично – 7 – 8 б. мало что понял, необходимо ещё поработать – 4 – 6 б. как Вы работали? Удовлетворены ли своей работой? сам справился со всеми заданиями, удовлетворен своей работой - 9 – 10 б. допускал ошибки (указать, где) – 7 – 8 б. сделал много ошибок – 4 – 6 б. как работала группа? дружно, совместно разбирали задачи – 9 – 10 б. не все активно участвовали в обсуждении – 7 – 8 б. работали вяло, без интереса – 4 – 6 б. сформулируйте свое мнение об уроке: что понравилось, свои пожелания.
Спасибо за работу!