Презентация по статье Розова М.А. ФИЛОСОФИЯ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА Автор: Тропин Никита, гр. 3121
Для свободного поступка необходимо: Для свободного поступка необходимо: Объективное наличие нескольких степеней свободы Субъективные основания выбора Знание обстоятельств или закономерностей, которые допускают тот или иной выбор ценностные установки, без которых этот выбор невозможен как сознательная акция
Исходная предпосылка свободы – это не научная картина мира, так как сами эти знания в ходе их получения тоже предполагают выбор. Исходная предпосылка свободы – это не научная картина мира, так как сами эти знания в ходе их получения тоже предполагают выбор. Необходимо решение гносеологических и методологических проблем для обоснования, что наука в конечном итоге вырабатывает знания, соответствующие объективной реальности.
Главный тезис статьи: Одной из основных исторически сложившихся задач философии является построение и анализ исходных аксиологических и гносеологических оснований человеческой деятельности или поведения.
Речь идет именно об исходных, конечных основаниях человеческой деятельности, об исходных ценностных установках, об исходных основаниях познания (по Аристотелю – благо). Речь идет именно об исходных, конечных основаниях человеческой деятельности, об исходных ценностных установках, об исходных основаниях познания (по Аристотелю – благо). Конечный – важный сам по себе, а не как средство для чего-либо другого.
Основание познавательной деятельности - чувственное восприятие. Это «умозрительный метод, основанный на интуиции» (А. Эйнштейн). Основание познавательной деятельности - чувственное восприятие. Это «умозрительный метод, основанный на интуиции» (А. Эйнштейн). А. Эйнштейн: исходные основания - логика умственных построений и сопоставление этих построений с ощущениями.
Философская сфера интересов: построение, конструирование оснований человеческой деятельности или поведения. Философская сфера интересов: построение, конструирование оснований человеческой деятельности или поведения. Специально-научная сфера интересов: выявление реальных средств и механизмов обоснования деятельности на различных этапах ее исторического развития. анализ механизмов традиционного поведения историческая эволюция этих установок социальная обусловленность различные вариации в пределах одного и того же общества
В рамках марксистской теории познания, критерий истины - общественно-историческая практика людей («суд Истории»). Однако, общественно-историческая практика не может являться орудием в руках отдельного человека. В рамках марксистской теории познания, критерий истины - общественно-историческая практика людей («суд Истории»). Однако, общественно-историческая практика не может являться орудием в руках отдельного человека. Задача философии – дать человеку систему исходных оснований. Их нельзя выявить или найти, их надо построить.
Трудности: Исходных предпосылок может быть много, и они могут противоречить друг другу Сами они уже по определению не могут быть обоснованы
Точки зрения не эквивалентны. Ценностные, этические представления зависят от данного выбора. Точки зрения не эквивалентны. Ценностные, этические представления зависят от данного выбора. Границы человеческой свободы неизбежны, так как нельзя представить и нельзя реализовать исторический социальный процесс как осознанную целенаправленную деятельность. Там, где кончается процесс рационального обоснования, человек вынужден положиться на объективные обстоятельства («бросить жребий»). Сама задача выбора может быть сформулирована только в рамках некоторой теоретической модели, которая этот выбор уже фактически предполагает.
Итог: Цель философии – предоставить в распоряжение человека как можно более богатый арсенал критериев выбора, средств, обеспечивающих его свободу и формирующих его как личность, способную к рационально обоснованному действию. Точки свободного выбора - границы рациональности. Однако полное осознание объективной неизбежности этого - тоже разновидность свободы.