Философские проблемы естественных, гуманитарных и технических наук доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна
Вопросы: Наука в системе мировоззрения. Онтологические проблемы науки. Гносеологические проблемы науки. Аксиологические проблемы науки. Праксиологические проблемы науки.
1. Наука в системе мировоззрения Мировоззрение – духовное освоение универсума человеком. 2 измерения мировоззрения: Элементы универсума (природный, социальный) Элементы индивидуального освоения мира (знание, переживание, оценивание и т.д.)
Исторические типы мировоззрения: Обыденное Мифологическое Художественное Религиозное Философское Научное
Обыденное мировоззрение складывается стихийно у каждого человека в процессе его повседневной деятельности. Основные характеристики: Чувственно-эмоциональное восприятие мира Существенная роль традиций
Мифологическое мировоззрение – система символов, посредством которых объясняется окружающий мир. Основные характеристики: Образно - эмоциональное восприятие Наличие антропоморфных божеств Система ритуалов Смешение земного и божественного
Художественное мировоззрение – система образов, возникающих в различных видах искусства Основные характеристики: Чувственно – эмоциональное восприятие Творческая деятельность Система чувственных объектов
Религиозное мировоззрение – система догматов, принимаемых на веру. Основные характеристики Присутствует разделение на земное и сакральное Система ритуалов Система догматов
Философское мировоззрение – система абстрактных теоретических концепций Основные характеристики: Последовательность умозаключений Система понятий Теоретическое доказательство принципов
Научное мировоззрение – система теоретических законов Основные характеристики: Последовательность умозаключений Система понятий Теоретическое и эмпирическое доказательство принципов Наличие прикладных аспектов
2. Онтологические проблемы науки
Онтология – учение о бытии Что значит «существовать»? Характеристика различных форм бытия. 1. Критерии научного знания.
2. Образ науки – целостное представление о сущности научного знания, его структуре, функциях и роли науки в обществе.
Образ современной науки Наука – социальный институт. Научная деятельность – деятельность научных сообществ.
2. Исследование объектов принципиально нового типа - сверхсложных, самоорганизующихся систем, микромира, механизмы живого. 3. Становление новой методологии – применение новейших технологий и математических методов. 4.Возрастающая роль науки в современном обществе. 5. Интеграция и дифференциация различных наук.
Онтологические проблемы науки 3. Формирование единой научной картины реальности. 4. Трансформация единой научной картины реальности.
Онтологические основания картины мира фундаментальные объекты, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой, типология изучаемых объектов, общие закономерности их взаимодействия, пространственно-временная структура реальности.
3. Гносеологические проблемы науки Гносеология – учение о познании. Познаваем ли мир? Возможно ли истинное знание? Критерии истинного знания?
Доказательность и обоснование знания. Построение и организация знания (теоретический и эмпирический уровни научного исследования). Объяснение и описание научных фактов. Методология научного исследования.
трактат о змеях Альдрованди эпохи Средневековья виды змей, их размножение, действие змеиного яда и т.д.), описание чудес и пророчеств, связанных с тайными знаками змеи, сказания о драконах, сведения об эмблемах и геральдических знаках, созвездиях Змеи, Змееносца, Дракона и связанных с ними астрологических предсказаниях.
4. Аксиологические проблемы науки Аксиология – учение о ценностях Какова природа ценностей? Субъективные и объективные ценности.
Классический идеал научной этики: реализация основных норм-условий достижения объективности знания: беспристрастность и добросовестность в теоретических изысканиях, высокий профессионализм, чистота проведения эксперимента.
Современные проблемы научной этики: Ответственность ученого за результаты своих научных открытий.
5. Праксиологические проблемы науки Праксиология – учение о деятельности. 1. Как использовать достижения науки на благо человека?