Онтология Аристотеля Онтология Аристотеля 2. Теория познания Аристотеля 3. Логика – наука о формах мышления 4. Учение Аристотеля о душе 5. Этика Аристотеля 6. Социально-политические концепции Аристотеля 7. Закат античной философии
Метафизика Метафизика О душе Органон Категории Первая аналитика Вторая аналитика Топика Физика Никомахова этика Политика Поэтика
Сущность Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание Действие Страдание
Сущность (греч. ουσία, лат. substantia) Сущность (греч. ουσία, лат. substantia)
Сущность (вторая) Сущность (вторая)
Сущность Сущность Количество (сколько?)
Сущность Сущность Количество (сколько?)
Сущность Сущность Количество Качество (какое?)
Сущность Сущность Количество Качество Отношение
Сущность Сущность Количество Качество Отношение Место (где?)
Сущность Сущность Количество Качество Отношение Место (где?)
Сущность Сущность Количество Качество Отношение Место Время (когда?)
Сущность Сущность Количество Качество Отношение Место Время (когда?)
Сущность Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение
Сущность Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание
Сущность Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание Действие
Сущность Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание Действие Страдание
Теория познания Теория познания Роль чувственного опыта в познании Роль мышления в познании Концепция истины Логика – наука о формах мышления Законы мышления Закон [запрета] противоречия Закон исключённого третьего Закон тождества Содержание и формы мышления Понятие Суждение Умозаключение Непосредственные умозаключения Силлогизм
Единичное «первично для нас» (в гносеологическом плане), хотя и «вторично по природе» (т.е. онтологически). Единичное «первично для нас» (в гносеологическом плане), хотя и «вторично по природе» (т.е. онтологически). Общее: причины и начала – «первично по природе» (онтологически), но «вторично для нас» (с гносеологической точки зрения). Познание начинается с чувственного восприятия единичных вещей; общее постигается мыслью. Познающая мысль восходит от единичного (частного) к общему: ум образует общие понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей. Задача познания – выявить общее и объяснить через его посредство единичное.
Понятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще всем предметам данного вида или рода. Понятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще всем предметам данного вида или рода. Общим у предметов одного вида (рода) является форма, тогда как материя предмета выступает как принцип индивидуации. Материя есть возможность вещи; форма выражает её сущность, т.е. то, что в вещи представляется необходимым. Таким образом, в аристотелевской концепции понятия прочно увязываются: общее, существенное, необходимое.
Понятие применяется, таким образом, к множеству предметов. Понятие применяется, таким образом, к множеству предметов. На языке логики это множество именуется классом; мощность множества (число элементов) характеризует объём понятия. Если с точки зрения объёма, понятие относится к совокупности предметов (предицируется им), то с точки зрения содержания, его можно охарактеризовать как совокупность признаков (предицируемых данному понятию). Чем больше признаков мыслится в понятии, тем меньше его объём, т.е. тем меньше элементов в классе, обозначаемым данным понятием, и наоборот. Отвлекаясь (абстрагируясь) от каких-то признаков, мы получаем более общее понятие; эта операция называется «обобщением». Обратная операция, заключающаяся в добавлении признаков к общему понятию, именуется «ограничением понятия». Объём понятия, характеризуемое набором признаков, входит в объём понятия, характеризуемого только частью этих признаков. Напротив, понятие, характеризуемое набором признаков, включает в свой объём объёмы понятий, характеризуемых всеми этими и ещё какими-то (дополнительными) признаками. Операция предицирования лежит в основе формы мышления, именуемой суждением.
Суждение – это такая форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений. Суждение – это такая форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений. Элементарное суждение можно представить в виде формулы: Суждение выражает либо истину, либо ложь.
С точки зрения соответствия содержания суждений действительности, суждения делятся на истинные и ложные. С точки зрения соответствия содержания суждений действительности, суждения делятся на истинные и ложные. С точки зрения формы, Аристотель делит суждения на: утвердительные и отрицательные (классификация по качеству); общие, частные и неопределённые (классификация по количеству).
Умозаключение – это такое логическое действие, в результате которого из одного или нескольких – определённым образом связанных – суждений (именуемых посылками) получается новое суждение (вывод), в котором содержится новое знание. Умозаключение – это такое логическое действие, в результате которого из одного или нескольких – определённым образом связанных – суждений (именуемых посылками) получается новое суждение (вывод), в котором содержится новое знание.
Главной своей заслугой в логике Аристотель считал разработку учения о силлогизме. Главной своей заслугой в логике Аристотель считал разработку учения о силлогизме.
Правила терминов: Правила терминов: В силлогизме имеется три термина – не больше и не меньше. Термины, не распределённые в посылках, не могут быть распределены в выводе. Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок. Правила посылок: Из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода. Если одна из посылок – частное суждение, то и вывод (если он вообще возможен) может быть только частным. Из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и вывод должен быть отрицательным.
Меньшая посылка должна быть суждением утвердительным. Меньшая посылка должна быть суждением утвердительным. Большая посылка должна быть суждением общим. BARBARA CELARENT DARII FERIO
Сократические школы Сократические школы Киренаики: этика гедонизма Аристипп: обоснование гедонизма Феодор: аморалистическая интерпретация гедонизма Гегесий: пессимистическая интерпретация гедонизма Анникерид: гедонистический оптимизм Киники: этика аскетизма Антисфен: обоснование кинизма Диоген: практика кинизма Кратет: критика гедонизма Эллинистическая философия Эпикурейцы: этика эвдемонизма Страхи и их преодоление Классификация желаний Стоики: автаркия разума Онтология («физика») Ранней Стои Этика Римской Стои
Эпикур. О природе (не сохр.) Эпикур. О природе (не сохр.) Эпикур. Письмо к Геродоту Эпикур. Письмо к Менекею Эпикур. Главные мысли Тит Лукреций Кар. О природе вещей
Учение о природе и космосе Учение о природе и космосе ничего не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной; Вселенная вечна и бесконечна; все вещества состоят из атомов и пустоты; атомы и пустота вечны; атомы находятся в постоянном движении; «мира чистых идей не существует»; существует множество материальных миров во Вселенной.
Учение о познании Учение о познании окружающий мир познаваем; основным видом познания является чувственное познание; невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение; ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом образов предметов
Учение о человеке Учение о человеке своим появлением на свет человек обязан самому себе; человек – результат биологической эволюции; боги не вмешиваются в жизнь людей; судьба человека зависит от него самого; душа – особый вид материи, и она смертна; человек должен стремиться к счастью в земной жизни; счастье человека – в удовольствии, т.е. отсутствии страданий
Сенека. Нравственные письма к Луцилию Сенека. Нравственные письма к Луцилию Сенека. О благодеяниях Сенека. Рассуждения о природе Сенека. О блаженной жизни Сенека. О скоротечности жизни Сенека. О провидении Эпиктет. Беседы (записаны Ф. Аррианом) Марк Аврелий. К самому себе
Пирронизм Пирронизм Пиррон: воздержание от суждений Энесидем: недостоверность чувственного восприятия Зависимость восприятия от строения организма Зависимость восприятия от особенностей индивидов Различия в восприятии разными органами чувств Зависимость восприятия от внешних условий Агриппа: недоказательность рассуждения Троп дурной бесконечности (удаления в бесконечность) Троп произвольного допущения (предположения) Троп порочного круга (взаимодоказуемости) Секст Эмпирик: систематизация скептицизма Академический скепсис: истина и вероятность
Секст Эмпирик. Против учёных Секст Эмпирик. Против учёных Две книги против логиков Две книги против физиков Против этиков Против разных наук (6 книг) Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений
Онтология Аристотеля Онтология Аристотеля 1.1 Сущее и его виды 1.2 Учение Аристотеля о материи и форме 1.3 Учение о четырех причинах 1.4 Возможность и действительность 2. Теория познания Аристотеля 3. Логика – наука о формах мышления 3.1 Законы мышления 3.2 Формы мышления 3.3 Учение об умозаключении
4. Учение Аристотеля о душе 4. Учение Аристотеля о душе 5. Этика Аристотеля 6. Социально-политические концепции Аристотеля 7. Закат античной философии 7.1 Киренаики 7.2 Киники 7.3 Эпикур и эпикурейцы 7.4 Стоики 7.5 Скептики
Использование материалов презентации Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.