Общая характеристика средневековья. Общая характеристика средневековья. 2. Ранние христианские течения (гностицизм, манихейство, апологетика). 3. Патристика. Учение Августина. 4. Схоластика. 5. Философия Ф. Аквинского. 6. Проблема универсалий − реализм − номинализм − концептуализм
Общая характеристика Средневековья Общая характеристика Средневековья − В I-II в. н.э. в Римской империи распространяется Христианская религия. − В поздней античности в философии происходит сближение с религией и мистикой. − Средневековье – от распада Римской империи (V в.) до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.)
Основы христианства Основы христианства − источник – иудейская монотеистическая религия. − креационизм – «творение мира из ничего». − человек – существо привилегированное создание по образу и подобию Бога. − пространство веры, а не разума − человек представлен в трех измерениях: «тело», «душа», «дух». − воскрешение из мертвых – возвращение к жизни (и телесное).
Ранние христианские течения Ранние христианские течения − Гностицизм (II в.) – дуалистическое объяснение мира; мистическая направленность. − Манихейство (Мани – 216-270 г.г.) – мир как постоянная борьба света и тьмы (влияние зороастризма). − Апологеты (Тертуллиан – ок.160-230 г.г.) несовместимость философии и веры «верую, ибо абсурдно». − Апологеты (Ориген – ок. 185-253 г.г.) синтез разума, философии и веры.
Августин. Против академиков. Августин. Против академиков. Августин. О порядке. Августин. Исповедь. Августин. О граде Божием. Боэций. Комментарии к Порфирию. Боэций. Утешение философией. Псевдо-Дионисий. Ареопагитики: Об именах Божиих Таинственное богословие О небесной иерархии О церковной иерархии Иоанн Дамаскин. Источник знания: Диалектика Точное изложение православной веры
Учение Августина Учение Августина − Бог является высшей сущностью. − Бог центр философского мышления (теоцентризм). − Бог наивысшее благо и причина блага. − Бог главный предмет познания.
− Истина о Боге познается через веру, а не через разум. − Вера не заменяет разумного понимания. − Вера стимулирует понимание «верую, чтобы понимать», «понимаю, чтобы верить». − Вера и разум взаимодополнительны.
− Душа близка Богу и бессмертна. − В душе отражается Бог. − Тезис Сократа «Познай самого себя» по Августину – познание себя как образа и подобия Бога.
− Основа духовной жизни воля, а не разум. − Волюнтаризм (voluntas – лат.) – учение о первенстве воли. − Свобода – свойство воли. − Возможность понимать благо и творить зло.
Учение о предопределенности Учение о предопределенности Адам родился свободным и безгрешным. Искушенный дьяволом он совершил грех. Все люди обременены грехом.
Два града (царства). Два града (царства). «Град земной» – люди самолюбивые, эгоистичные «Град небесный» – любовь к Богу до самозабвения
− Носит религиозный характер − Носит религиозный характер − Мир не имеет самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к Богу. − Цель: не в нахождении истины (она дана в откровении), а в том, чтобы изложить и доказать истину посредством разума (философии) «Разум есть могущественная природа человека»
Ансельм Кентерберийский (1033/34-1109) Ансельм Кентерберийский (1033/34-1109) Пьер Абеляр (1079-1142) Пётр Ломбардский (ок. 1100-1160) Альберт Великий (ок. 1200-1280) Бонавентура (Джованни Фиданца) (ок. 1217-1274) Фома Аквинский (1225/26-1274) Иоанн Дунс Скот (ок. 1266-1308) Уильям Оккам (ок. 1285-1347/49)
Ансельм. Монологион. Ансельм. Монологион. Ансельм. Прослогион. Абеляр. Да и Нет. Абеляр. Логика «для начинающих». Абеляр. Теология «Высшего блага». Пётр Ломбардский. Сентенции. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Фома Аквинский. Сумма теологии. Дунс Скот. Оксфордское сочинение. Оккам. Сумма логики. Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий. Оккам. Quadlibeta.
− Разум и философия суть веры. − Разум и философия суть веры. − Философия должна служить вере. − Религиозные истины можно толковать в категориях разума.
Понятие: Понятие: − сущность – эссенция (essentia) − существование – экзистенция (existentia) У всех сотворенных вещей сущность не согласуется с существованием. У Бога сущность тождественна существованию.
− Общие понятия (универсалии) существуют в единичных вещах. − Общие понятия (универсалии) существуют в единичных вещах. − Образуются в человеческом разуме при абстрагировании. − Существуют до вещей, как идеальный прообраз.
Аристотель. Категории (IV в. до н.э.). Аристотель. Категории (IV в. до н.э.). Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля (О пяти общих понятиях) (III в.). Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия (VI в.). Абеляр. Логика «для начинающих» (XII в.).
Сущность (греч. ουσία, лат. substantia) Сущность (греч. ουσία, лат. substantia)
Сущность (вторая) Сущность (вторая)
Универсалии существуют трояко: Универсалии существуют трояко: до вещей (ante rem) – как их прообразы в Божественном уме; в вещах (in rem) – как их общие свойства; после вещей (post rem) – как понятия нашего ума.
Общая характеристика средневековья. Общая характеристика средневековья. 2. Ранние христианские течения (гностицизм, манихейство, апологетика). 3. Патристика. Учение Августина. 4. Схоластика. 5. Философия Ф. Аквинского. 6. Проблема универсалий − реализм − номинализм − концептуализм
Использование материалов презентации Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.