Общая характеристика эпохи Возрождения. Общая характеристика эпохи Возрождения. 2. Философия Ф. Бэкона 3. Обоснование рационализма Р. Декарта 4. Б. Спиноза и монистический рационализм 5. Сенсуализм Дж. Локка. Эмпирическая концепция познания. 6. Монадологии Г. Лейбница. Онтологические предпосылки рационализма. 7. Эволюция западноевропейского рационализма.
это совокупность философских направлений, возникших и развившихся в Европе в XIV- XVII вв., которые объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер это совокупность философских направлений, возникших и развившихся в Европе в XIV- XVII вв., которые объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ − совершенствование орудий труда и производительных отношений; − кризис феодализма; − развитие ремесла и торговли; − усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; − укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ − появлене первых парламентов; − кризис Церкви и схоластической философии; − повышение уровня образованности в Европе в целом; − великие географические открытия; − научно-технические открытия.
Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма Учение о «призраках» («идолах») разума Идолы рода Идолы пещеры Идолы площади (рынка) Идолы театра
Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма Природа научного познания Опыт как источник знания Опыт и эксперимент Знание – сила: опыты светоносные и плодоносные
Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма Индуктивная логика как орудие научного познания Таблицы сущности и присутствия Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем Таблицы степеней, или сравнений Modus tollendo ponens
Род. 22 января 1561 г. в Лондоне Род. 22 января 1561 г. в Лондоне Учёба в Кэмбриджском университете (Тринити-колледж) (1573-1575) Служба в английском посольстве во Франции (1576-1579) Адвокатская практика (с 1579 г.) Член парламента ( с 1584 г.) Генеральный прокурор (с 1613 г.) Лорд-хранитель печати (с 1617 г.) Лорд-канцлер (1618-1621) Ум. 9 апреля 1626 г. в Лондоне
Типичные примеры идолов рода: Типичные примеры идолов рода: Стремление уподоблять природу человеку (как проявление общей установки объяснять неизвестное по аналогии с известным). Тенденция к упрощению, проявляющаяся в предположении, что в изучаемом объекте больше порядка и целесообразности, чем на самом деле. Склонность переоценивать значение неожиданных, необычных и удивительных явлений, отнюдь не обязательно репрезентативных.
Типичные примеры идолов пещеры: Типичные примеры идолов пещеры: − Люди в большинстве своём склонны ценить выше то, во что ими вложено больше труда, или то, что им более привычно. − Одни умы склонны придавать большее значение различиям в вещах, другие – сходству между ними. − Одни больше интересуются частностями и подробностями, другие – общим и целым.
Типичные примеры идолов пещеры: Типичные примеры идолов пещеры: − Одни умы склонны к почитанию древности, другие увлечены любовью к новизне, но немногие могут соблюсти такую меру, чтобы и не отбрасывать то, что справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно предложено новыми.
Основные разновидности идолов площади: Основные разновидности идолов площади: − Поверхностный и искусственный характер различий, устанавливаемых обыденным словоупотреблением (неудачные имена для существующих вещей): − словесное отождествление вещей, в основах своих различных (например, «земля» как одна из «четырёх субстанций»); − словесное различение вещей, в основе своей идентичных (например, лёд, вода, пар).
Основные разновидности идолов площади: Основные разновидности идолов площади: − Возможность изобретения и употребления имён несуществующих вещей (например, «судьба», «перводвигатель» и т.п.), вследствие чего разум втягивается в беспредметные, бессмысленные и бесплодные споры.
Примеры, сходящиеся в природе тепла: Примеры, сходящиеся в природе тепла: Солнечные лучи, особенно летом и в полдень. Солнечные лучи, отражённые и собранные, как, например, среди гор или в стенах и особенно в зажигательных зеркалах. Огненные метеоры. Воспламеняющиеся молнии. Извержение пламени из горных недр и т. д. Всякое пламя.
Примеры, сходящиеся в природе тепла: Примеры, сходящиеся в природе тепла: 7. Раскалённые тела. 8. Естественные горячие источники. 9. Кипящие или нагретые жидкости. 10. Горячие пары и дымы, а также и самый воздух, который принимает сильнейший и неистовый жар, когда бывает заперт, как, например, в отражательных печах. 11. Некоторые случаи ясной погоды, обусловленные самим состоянием воздуха независимо от времени года.
Примеры, сходящиеся в природе тепла: Примеры, сходящиеся в природе тепла: 12. Запертый и подземный воздух в некоторых пещерах, особенно зимой. 13. Всё мохнатое, как, например, шерсть, шкуры животных, оперения, содержат немало тепла. Все тела, как твёрдые, так и жидкие, как густые, так и разреженные (каков, например, сам воздух), на время приближенные к огню, Искры от кремня и стали, полученные посредством сильного удара.
Примеры, сходящиеся в природе тепла: Примеры, сходящиеся в природе тепла: 16. Всякое подверженное сильному трению тело, как, например, камень, дерево, сукно; так что иногда дышла и оси колёс загораются; а у западных индейцев огонь добывался посредством трения. 17.Зелёные и влажные травы, плотно уложенные вместе, как, например, розовые лепестки, набитые в корзинки, сено, если оно было сложено влажным, часто охватывается пламенем.
Примеры, сходящиеся в природе тепла: Примеры, сходящиеся в природе тепла: 18. Негашёная известь, смоченная водой. 19. Железо, как только оно начинает растворяться в стеклянном сосуде кислотой, и притом без какого-либо приближения к огню. Так же и олово и прочее, но не столь сильно. 20. Животные, особенно и постоянно во внутренних частях; впрочем, тепло насекомых не доходит до осязания по причине малости их тела.
Примеры, сходящиеся в природе тепла: Примеры, сходящиеся в природе тепла: 21. Конский навоз и вообще свежие испражнения животных. 22. Крепкое серное и купоросное масла выполняют действие тепла, сжигая ткань. 23. Масло майорана и т. п. выполняет действие тепла, сжигая кости зубов. 24. Крепкий и хорошо очищенный винный спирт выполняет действие тепла, так что если бросить в него белок яйца, то белок сгущается и белеет, почти как в сваренном яйце. А брошенный в него хлеб становится сухим и твердеет наподобие поджаренного хлеба.
Примеры, сходящиеся в природе тепла: Примеры, сходящиеся в природе тепла: 25. Ароматические и теплотворные травы, как, например, тургун, старая настурция и т. д., которые хотя и не теплы на ощупь (ни в целом виде, ни в порошке), но если слегка пожевать их, то язык и небо ощущают тепло и жжение. 25. Крепкий уксус и всякие кислоты на тех членах тела, где нет верхнего слоя кожи, как, например, на глазе, на языке, или на какой-нибудь пораненной части тела или там, где содрана кожа, причиняют боль, ненамного отличающуюся от той, которую причиняет жар.
Примеры, сходящиеся в природе тепла: Примеры, сходящиеся в природе тепла: 26. Сильный и острый холод также приносит некое ощущение жжения. 27. И прочее.
Уже в аристотелевской логике прочно увязывались: Уже в аристотелевской логике прочно увязывались: общее, существенное, необходимое. На этом сближении и строится новый бэконовский метод. То, что существенно для данной природы, необходимо. То, что необходимо, должно присутствовать всюду, где встречается данная природа. То, что отсутствует хоть где-нибудь, где присутствует данная природа, не необходимо и, следовательно, несущественно не неё.
Род. 31 марта 1596 г. в Лаэ (ныне Декарт) Род. 31 марта 1596 г. в Лаэ (ныне Декарт) Учится к колеже Ла Флеш (1606-1615) Годы путешествий (1618-1625) Ульмское «озарение» (10 ноября 1619 г.) Жизнь в Париже (1625-1628) В эмиграции в Нидерландах (1628-1649) Поездки в Париж (1644, 1647, 1648) Переезд в Швецию (1649) Ум. 11 февраля 1650 г. в Стокгольме
Гносеология Декарта Гносеология Декарта Радикальное сомнение «Я мыслю, следовательно, существую» Идея Бога Естественный свет разума Метод достижения истины Онтология Декарта Дуализм духа и материи Субстанции и их атрибуты Отрицание пустого пространства и психики животных Проблема взаимодействия субстанций Естественный свет разума («врождённые идеи») «Шишковидная железа» Психофизический параллелизм Проблема взаимодействия субстанций в картезианстве: окказионализм А. Гейлинкса и Н. Мальбранша
Род. 24 ноября 1632 г. в Амстердаме Род. 24 ноября 1632 г. в Амстердаме «Великое отлучение» (1656) Ум. 21 февраля 1677 г. в Гааге
Онтология Спинозы Онтология Спинозы Критика дуализма Единственность субстанции Множественность атрибутов субстанции Пантеизм Природа творящая Природа сотворённая Детерминизм Отрицание случайности (необусловленности) Свобода как обусловленность собственной природой Несвобода как внешняя обусловленность (принуждение) Гносеология Спинозы «Геометрический» метод Отождествление физической и логической необходимости Три рода познания Этика Спинозы Разум и свобода
Джон Локк Джон Локк Род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне Ум. 28 октября 1704 г. в Отсе Готфрид Лейбниц Род. 1 июля 1646 г. в Лейпциге Ум. 14 ноября 1716 г. в Ганновере
Простые идеи ум получает от ощущения или рефлексии, оставаясь при этом пассивным. Простые идеи ум получает от ощущения или рефлексии, оставаясь при этом пассивным.
Дуализм Дуализм Монизм Плюрализм
Общая характеристика эпохи Возрождения. Общая характеристика эпохи Возрождения. 2. Философия Ф. Бэкона 2.1 Учение об идолах 2.2 Природа научного познания 2.3 Индуктивная логика 3. Обоснование рационализма Р. Декарта 3.1 Принцип радикального сомнения 3.2 Идея Бога 3.3 Метод достижения истины 3.4 Дуализм духа и материи 3.5 Проблема взаимодействия субстанций
4. Б. Спиноза и монистический рационализм 4. Б. Спиноза и монистический рационализм 4.1 Критика дуализма 4.2 Пантеизм и детерминизм в онтологии Спинозы 4.3 Гносеология 4.4 Этика 5. Сенсуализм Дж. Локка. Эмпирическая концепция познания. 6. Монадологии Г. Лейбница. Онтологические предпосылки рационализма. 7. Эволюция западноевропейского рационализма.
Использование материалов презентации Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.