Стратегическое планирование Тема 8
План Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования Понятие и структура стратегического плана Механизм реализации стратегических планов
Сущность стратегического планирования заключается в четком усвоении целей организации и дальнейшей разработке форм и методов по их реализации Стратегическое планирование предусматривает получение четкого ответа на три основных вопроса, характеризующих функцию планирования: На каком уровне в бизнесе мы находимся в настоящее время? Что нужно сделать для более успешной деятельности? Как осуществить поставленную цель?
Стратегическое планирование — вид плановой работы, состоящей в разработке стратегических планов, предусматривающей выдвижение таких целей и стратегий развития фирмы, реализа­ция которых обеспечит ее эффективное функционирование в дол­госрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды
Основные элементы выбора при стратегическом планировании: миссия, цели, стратегия, программы и проекты, ресурсы и механизм их распределения.
Модель процесса стратегического планирования охватывает первые три этапа процесса стратегического управления анализ и оценку среды; формирование миссии и целей фирмы; анализ и выбор стратегии.
Благоприятные возможности, определенные в результате анализа организационной среды, должны быть объединены в группы и включены в стратегический план: Возможности, которые позволяют использовать сильные стороны организации Возможности, которые позволяют преодолеть слабые стороны организации Возможности, которые позволяют предотвратить угрозы со стороны организационного окружения
Логика разработки планов — упорядоченная последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением проблем планирования, а также определение исходно­го пункта, отправляясь от которого они должны решаться
Содержание логики планирования: определение целей, которые необходимо достичь в плановом периоде; анализ исходного уровня развития фирмы; определение объема и структуры потребностей в плановом периоде; определение объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало планового периода и вновь формируемых в плановом периоде; согласование потребностей и ресурсов на основе ранжирования потребностей и подготовки проектов управленческих решений.
Процесс стратегического планирования: оценка — менеджеры оценивают конкурентоспособность фирмы, определяя ее сильные и слабые стороны; выбор — опираясь на результаты оценки, менеджеры разрабатывают стратегические альтернативы с тем, чтобы выбрать наиболее подходящую стратегию; исполнение — после принятия стратегии разрабатываются обеспечивающие планы, совершенствуются методы и процедуры планирования, мобилизуются людские, финансовые и материальные ресурсы фирмы; анализ — приведенный в действие план должен периодически подвергаться анализу с тем, чтобы можно было вносить в него необходимые коррективы
К стратегическим планам предъявляют следующие требования: соответствие плана миссии организации; увязка плана с имеющимися ресурсами, его соответствие стилю управления фирмой; совместимость планов структурных подразделений фирмы; объективная оценка складывающейся ситуации; развернутое описание мероприятий и сроков их осуществления, описание ожидаемых последствий; наличие большого фактического материала.
Результатом функционирования системы стратегического планирования является совокупность взаимоувязанных планов, в которых отражены принятые стратегические решения и распре­деление ресурсов.
Стратегический план служит ориентиром, базой для элементов системы планов организации. Одновременно он является и ограничением при принятии решений относительно основных направлений деятельности фирмы, выбора рынков и поведения на них.
Стратегический план представляет собой набор конкретных действий и решений, предпринимаемых руководством фирмы и ведущих к реализации стратегий, предназначенных для достиже­ния целей организации
В общем виде структура стратегического плана может быть следующей: Предложения о характере изменений внешней среды. Стратегические цели организации; миссия; основные долговременные цели развития и финансовые задачи фирмы и ее стратегических хозяйственных подразделений (СХП). Общая стратегия; стратегии СХП. План действий по созданию конкурентных преимуществ. Функциональные поддерживающие стратегии. Перечень необходимых программ и проектов развития. Ресурсы, необходимые для реализации стратегий. Экономическая оценка плана и оценка рисков реализации стратегий. Временные этапы реализации стратегического плана
При разработке и реализации стратегического плана в фирме возникают проблемы, которые затрагивают интересы нескольких подразделений и других фирм. При разработке и реализации стратегического плана в фирме возникают проблемы, которые затрагивают интересы нескольких подразделений и других фирм. Для их решения в рамках организации в развитии стратегического плана формируются специальные комплексные программы. Программа может быть представлена как совокупность проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами, временем выпол­нения, технологией, организацией
Проект определяется как целенаправленное изменение отдель­ной системы с установленньши требованиями к качеству резуль­татов с ограниченными ресурсами и специальной организацией выполнения Основные характеристики проекта: назначение, стоимость, объем работ, сроки реализации, качество, ресурсы, требующиеся для осуществления проекта, исполнители, риски проекта, конкурентоспособность
Виды проектов: исследования и развития; инновационные; инвестиционные; образовательные; комплексные. Под управлением проектом понимается управление изменениями, которые должны быть произведены в результате осуществления проекта
Эффективность реализации проектов стратегического развития фирмы определяется соотношением финансовых затрат и результатов, а также социальной значимостью проекта
Спасибо за внимание!