Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6
План Сущность стратегии Классификация стратегий предприятия Основные стратегии развития бизнеса Определение стратегии предприятия
Два подхода к пониманию стратегии: Стратегия — это конкретный долго­срочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии — это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана Под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, систе­мы внутрипроизводственных отношений, а также позиций пред­приятия в окружающей среде
Основные элементы стратегии: Система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели Политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достиже­ние поставленных целей Планы, т.е. система конкретных действий по реализации принятой полити­ки, призванная решать задачи распределения ресурсов
Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизи­руется в различного рода проектах, программах, практических дей­ствиях и реализуется в процессе их выполнения. Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизи­руется в различного рода проектах, программах, практических дей­ствиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в до­статочно общих выражениях. Это — предполагаемая стратегия
Вместе с тем как внутри организации, так и вне ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Вместе с тем как внутри организации, так и вне ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий. В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой
В зависимости от условия стратегических решений различа­ют три вида стратегий: Корпоративная (портфельная) стратегия характеризует общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности Деловая стратегия (бизнес-стратегия) направлена на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения Функциональные стратегии разрабатываются функцио­нальными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой
Стратегии развития бизнеса называют базисными, или эталонными, стратегиями. Они отражают четыре различных подхода к росту предприятия: Ограниченный рост Рост Сокращение Комбинированная стратегия
Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные этапы: уяснение текущей стратегии; формирование стратегических альтернатив; выбор стратегии предприятия и ее оценка
Выделяют следующие внешние и внутренние факторы, формирующие текущую стратегию Внешние факторы: размер деятельности предприятия и степень разнообразия производимой продукции; общий характер и природа недавних приобретений и продаж предприятием части своей собственности; структура и направленность деятельности предприятия за по­следний период; возможности, на которые была ориентирована организация в последнее время; отношение к внешним угрозам
Выделяют следующие внешние и внутренние факторы, формирующие текущую стратегию Внутренние факторы: цели предприятия; критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений по производимой продукции; отношение к финансовому риску как со стороны руководства, так и в соответствии с реальной практикой и осуществляе­мой финансовой политикой; уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР; стратегии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, кадры, финансы, научные исследования и разработки).
Формирование стратегических альтернатив Три основных образа действий при формулировке стратегии, которые определяются личностью и системой ценностей высшего руководства (Г. Минцберг): Предпринимательский образ действий Альтернативный образ действий или обучение посредством опыта Плановый образ действий
На выбор стратегии влияет множество факторов: вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает предприятие; характер целей, которые ставит перед собой предприятие; ценности, которыми руководствуются при принятии решения высшие менеджеры; финансовые ресурсы и обязательства предприятия по уже принятым решениям; степень зависимости от среды; фактор времени.
Заключительный этап анализа стратегических альтернатив, а также оценка приемлемости риска, заложенного в стратегии производится по трем направлениям: реалистичны ли предпосылки, заложенные в основу выбора стратегии; к каким негативным последствиям для предприятия может привести провал стратегии; оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии
Спасибо за внимание!