(греч. strategia, stratos – войско и ago – веду) – (греч. strategia, stratos – войско и ago – веду) – планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению ряда действий во времени для достижения поставленных целей.
Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся средств и формы её деятельности, системы взаимоотношения внутри организации, а так же позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к её целям. Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся средств и формы её деятельности, системы взаимоотношения внутри организации, а так же позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к её целям.
Целеполагание от: Целеполагание от: РЕЗУЛЬТАТЫ РЕСУРСЫ КОНКУРЕНТЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ
Характеристики и качество целей (сложность, достижимость, допустимые потери, срок достижения, актуальность, экологичность и т.д.). Характеристики и качество целей (сложность, достижимость, допустимые потери, срок достижения, актуальность, экологичность и т.д.). Ограничения – лидера, сотрудников, клиентов, конкурентов, общества. Проекции целей. Системность и этапность целей. Миграция целей. Ложные цели. Запасные цели. Подцели. Сложные (составные) цели. Примерка целей. Инкрустация целей. Функционально-технические и эмоционально-психологические свойства цели.
Структурирование целей на основе ряда критериев (например, цели можно структурировать как минимум по трем критериям: по уровню обобщения или приоритетов (корпоративный, средний и оперативный уровень); по направлениям деятельности (финансовые, маркетинговые, разработка нового продукта, информационная оснащенность и т.д.); по направленности усилий предприятия (развитие, стабилизация). Такая многоплановость целей объясняется тем, что любое предприятие, как и любая экономическая система, в принципе является многоцелевым); Структурирование целей на основе ряда критериев (например, цели можно структурировать как минимум по трем критериям: по уровню обобщения или приоритетов (корпоративный, средний и оперативный уровень); по направлениям деятельности (финансовые, маркетинговые, разработка нового продукта, информационная оснащенность и т.д.); по направленности усилий предприятия (развитие, стабилизация). Такая многоплановость целей объясняется тем, что любое предприятие, как и любая экономическая система, в принципе является многоцелевым); Логическая стройность и непротиворечивость системы целей; Взаимодополняемость и взаимоподдержка целей различных уровней и различных направлений деятельности.
цель есть опредмеченный мотив (потребность) цель есть опредмеченный мотив (потребность) цель образуется при встрече мотивов со средствами (ресурсами, возможностями, условиями) понятие «цель» не тождественна понятию «результат». Достигнутая цель способна быть лишь частью результата.
увеличение доли рынка на ... %; увеличение доли рынка на ... %; повышение объемов продаж на ... %; увеличение темпов роста чистого дохода; увеличение доли собственного капитала до... %. выход на новые рынки сбыта; повышение качества производимой продукции; сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов до ... дней и т.д.
Для этого Для этого Для этого
КТО мы?, ЧТО мы делаем?, и ГДЕ мы лидируем? КТО мы?, ЧТО мы делаем?, и ГДЕ мы лидируем? Где мы сейчас? Где хотим быть? Как будем добиваться этого? Как вывести организацию в состояние конкурентного превосходства и удержать его максимально долго?
Компетенция – набор взаимосвязанных навыков, способностей и технологий организации, обеспечивающий эффективное решение определенного класса задач (типов ситуаций). Компетенция – набор взаимосвязанных навыков, способностей и технологий организации, обеспечивающий эффективное решение определенного класса задач (типов ситуаций). Стандартная компетенция – такой набор способностей, которые позволяют решать обычные для данного рынка задачи. Так как стандартными компетенциями должны обладать все участники рынка, ее отсутствие приводит к очень быстрому уходу компании с рынка.
такой набор способностей, которые позволяют решать особые задачи, нетипичные для большинства участников рынка. Наличие ключевой компетенции выводит компанию в лидеры рынка и делает очень устойчивой при ожесточении конкуренции. такой набор способностей, которые позволяют решать особые задачи, нетипичные для большинства участников рынка. Наличие ключевой компетенции выводит компанию в лидеры рынка и делает очень устойчивой при ожесточении конкуренции.
Значимость для потребителей (потребители готовы за нее платить, она создает большую часть воспринимаемой потребителем ценности) Значимость для потребителей (потребители готовы за нее платить, она создает большую часть воспринимаемой потребителем ценности) Уникальность (трудность в достижении другими компаниями) Возможность совершенствования (при появлении новых требований рынка компетенция может быть использована после определенного видоизменения) Сотрудничество (компетенция может явиться результатом уникального взаимодействия ряда партнеров, организации и потребителей…) Компетенция базируется на знаниях (а не является следствием уникального стечения обстоятельств)
это преимущества в решении тех задач (ситуаций), которые станут зоной конкуренции в будущем при обострении конкуренции. это преимущества в решении тех задач (ситуаций), которые станут зоной конкуренции в будущем при обострении конкуренции. Ведущая компетенция обеспечивает лидерство компании в будущем, это наличие тех предпосылок, которые, при соответствующей работе, могут привести к созданию уникального торгового предложения и обеспечить компании первенство, выход в новый сегмент: рынка, продукта, технологии.
Наличие широкой сети распространения товара Наличие широкой сети распространения товара Способность привлекать квалифицированный персонал Наличие эффективной информационной системы Закрепление изобретений и рационализаторских предложений в форме патентов Улучшение качества продукции (снижение затрат на брак) Создание эффективной и приближенной к потребителю системы технической поддержки и сервиса Способность создавать эффективную рекламу Умение эффективно удерживать потребителя Способность быстро переводить товары из идеи в промышленное производство
Вам ничто не угрожает и Вас не интересуют возможности Вам ничто не угрожает и Вас не интересуют возможности Вас устраивает настоящее Вас не беспокоит будущее У Вас нет недостатка ресурсов У Вас нет соперников У Вас нет цели Вы не готовы рисковать
Как оценить свое текущее положение/ состояние? Как оценить свое текущее положение/ состояние? Как увидеть и оценить возможности и угрозы? Как сравнить альтернативы управления и развития? Как выбрать наилучший путь?
PEST-анализ PEST-анализ Анализ рынка 5 сил Портера
1.1 Капитальные издержки новичков для входа в отрасль. 1.1 Капитальные издержки новичков для входа в отрасль. 1.2 Верность бренду и расходы на переманивание потребителей. 1.3 Действия контролирующих органов. 1.4 Недоступность каналов сбыта. 1.5 Экономия от масштаба производства существующих в отрасли конкурентов. 1.6 Сопротивление, оказываемое существующими фирмами.
Услуги – заменители представляют значительную угрозу, если: Услуги – заменители представляют значительную угрозу, если: их количество достаточно, цены доступны, потребительские свойства удовлетворительны, а переход не сопряжён для потребителей с чрезмерными расходами.
Потребители могут оказывать сильное конкурентное давление в том случае, если могут обеспечивать выгодные для себя цены, качество, сервис и т.д. Потребители могут оказывать сильное конкурентное давление в том случае, если могут обеспечивать выгодные для себя цены, качество, сервис и т.д. даже одиночные потребители могут оказывать конкурентное давление в определённых обстоятельствах: Если продукт достаточно схожи с продуктами конкурентов, то потребитель может переключится без особых затрат, вы вынуждены идти на дополнительные уступки, желая сохранить клиентов. Крупные потребители имеют возможность взаимодействовать друг с другом и согласованно влиять на цены, качество и другие условия продаж.
Поставщики могут оказывать конкурентное давление, если могут обеспечить отдельным игрокам рынка более выгодные условия с точки зрения цен, качества, потребительских свойств оборудования, профессиональной косметики, расходных материалов или сроков поставки. Поставщики могут оказывать конкурентное давление, если могут обеспечить отдельным игрокам рынка более выгодные условия с точки зрения цен, качества, потребительских свойств оборудования, профессиональной косметики, расходных материалов или сроков поставки. Низкое влияние в случае, если: поставляемые материальные ресурсы не являются уникальными и могут быть заменены расходы на замену так же не являются высокими. поставщиками являются не крупные фирмы – их рынок размыт на сотни игроков, конкуренция среди них высока
К стейкхолдерам относится любая группа или индивидуум, которые могут оказать влияние на компанию или сами подвергаются влиянию со стороны компании при реализации ее целей. К стейкхолдерам относится любая группа или индивидуум, которые могут оказать влияние на компанию или сами подвергаются влиянию со стороны компании при реализации ее целей. Интересы различных групп стейкхолдеров могут быть разнонаправлены и даже противоречивы. Как правило, воздействие стейкхолдеров рассматривают как единое противоречивое целое, равнодействующая интересов частей которого определяет траекторию развития компании. Учет требований стейкхолдеров приводит компанию к осознанию своей роли и ответственности в устойчивом развитии социальной и экологической среды.
Поскольку различные группы стейкхолдеров могут предъявлять различные, даже противоречивые требования к деятельности компании, ее менеджеры должны определить, интересы каких групп являются для компании наиболее важными. Для определения значимости стейкхолдеров можно использовать модель Митчелла, Агла и Вуда. Поскольку различные группы стейкхолдеров могут предъявлять различные, даже противоречивые требования к деятельности компании, ее менеджеры должны определить, интересы каких групп являются для компании наиболее важными. Для определения значимости стейкхолдеров можно использовать модель Митчелла, Агла и Вуда. В модели выделены три основных фактора, определяющие силу возможного воздействия определенной группы стейкхолдеров на деятельность компании: власть (power), законность/легитимность (legitimacy) срочность/безотлагательность требований (urgency) стейкхолдеров. Сила проявления каждого из трех факторов в определенной группе стейкхолдеров не является постоянной и может усиливаться, уменьшаться или полностью исчезать с течением времени. В зависимости от комбинаций воздействия трех названных факторов можно выделить семь категорий стейкхолдеров. Три категории стейкхолдеров обладают одним из факторов (латентные стейкхолдеры), еще три категории — двумя факторами (ожидающие стейкхолдеры) и одна категория — всеми тремя факторами (категорические стейкхолдеры).
Наличие двух факторов делает категорию ожидающих стейкхолдеров активной и важной для устойчивого развития компании силой. Работа с этой категорией стейкхолдеров предполагает постоянный мониторинг и разработку стратегии управления отношениями с ними. Наличие двух факторов делает категорию ожидающих стейкхолдеров активной и важной для устойчивого развития компании силой. Работа с этой категорией стейкхолдеров предполагает постоянный мониторинг и разработку стратегии управления отношениями с ними. Наибольшую значимость для компании имеет категорическая группа стейкхолдеров, обладающая всеми тремя факторами. Требования этой категории стейкхолдеров должны удовлетворяться в первую очередь.
SWOT SWOT Матрицы с примерами практического применения (из студенческих презентаций)
Низкий уровень риска Низкий уровень риска Необходимо совершенствовать продукт: снижать его себестоимость Возможно и цену, повышать качество товара и, что важнее, качество обслуживания продажи и послепродажного сервиса
Умеренный уровень риска. Умеренный уровень риска. Необходимо сосредоточиться на нуждах существующих потребителей и разрабатывать новые продукты под них. Важно добиваться максимальной степени удовлетворенности клиентов и удерживать их за счет более тонкого реагирования на их запросы.
Высокий уровень риска. Высокий уровень риска. Необходимо усовершенствовать существующий продукт в соответствии с требованиями новых рынков. Важно определить какие именно характеристики являются значимыми для клиентов а какие нет. Следует сосредоточиться на исследовании новых клиентов и поиске основ для долгосрочного сотрудничества.
Крайне высокий уровень риска и неопределенности. Крайне высокий уровень риска и неопределенности. Следует сосредоточиться на сборе объективной информации об особенностях рынка и о современных технологиях производства продукта. Важно, чтобы информированность опережала капитальные вложения. В этом поле имеет смысл реализовывать относительно низкозатратные, краткосрочные проекты с высоким уровнем ожидаемой прибыли.
Классический. Стратегия заключается в рациональном, продуманном плане размещения ресурсов компании для достижения максимального эффекта в рамках максимизации прибыли. Классический. Стратегия заключается в рациональном, продуманном плане размещения ресурсов компании для достижения максимального эффекта в рамках максимизации прибыли.
Процессуальный подход. Отвергает рациональность поведения агентов окружающей среды, рассматривает предпосылку о единой цели компании, которую принимают и разделяют все участники компании, как существенное упрощение действительности. Процессуальный подход. Отвергает рациональность поведения агентов окружающей среды, рассматривает предпосылку о единой цели компании, которую принимают и разделяют все участники компании, как существенное упрощение действительности. Стратегия компании не создается рационально, а возникают в непрерывной связи с процессами деятельностью компании, её принятыми традициями и сосредоточена на развитии ключевых компетенций каждой конкретной компании. Генри Минцберг – идея постоянного совершенствования.
Системный подход. Все планы, решения, идеи тех, кто создает стратегию, заключаются не в простом подсчитывании экономических эффектов всех агентов деятельности, а в анализе включенности этих агентов в различные социальные системы, которые во многом предопределяют выбор решения или стратегии. Системный подход. Все планы, решения, идеи тех, кто создает стратегию, заключаются не в простом подсчитывании экономических эффектов всех агентов деятельности, а в анализе включенности этих агентов в различные социальные системы, которые во многом предопределяют выбор решения или стратегии. На формирование стратегии влияет как внутренняя, так и внешняя среды организации.
Планы – ничто, планирование – все. Планы – ничто, планирование – все. Эйзенхауэр Никакое планирование не должно ограничивать возможность гибкости компании.
Balanced Scorecard Balanced Scorecard Карта сбалансированных показателей
. .
. .