Психология управления
Психология управления и предмет изучения Психофизиологические особенности трудовой деятельности; Психологические особенности переработки информации; Механизмы восприятия человека человеком и механизмы влияния людей друг на друга; Психологические особенности формирования трудового коллектива и межличностных отношений в нем; Психологические особенности принятия управленческих решений и психологические факторы управленческой деятельности в целом.
Законы управления Закон неопределенности отклика; Закон неадекватности взаимного восприятия; Закон неадекватности самооценки; Закон искажения информации; Закон самосохранения; Закон компенсации.
Функции управления Планирование. Организация. Мотивация. Контроль. Ф. Файоль
Основные функции управления Бляхман Л.С. Целеполагание; Административно -организационная деятельность; Экспертная; Дисциплинарно-стимулирующая; Представительская; Кадровая политика.
Основные функции управления Производственные: 1.Координация деятельности подчиненных; 2.Обеспечение роста производительности труда; 3.Организация сопряженной и ритмичной работы; 4.Контроль, оценка и коррекция деятельности подчиненных; 5.Поддержание трудовой дисциплины в коллективе; 6.Расстановка кадров.
Методы управления административные; организационные; методы правового регулирования; экономические; социально-психологические.
История становления психологии управления. В первой половине XX в. Школа научной организации труда. Административная школа. Школа «человеческих отношений». «Наука управления».
Первые принципы управленческой деятельности Древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель высказывали мысли об управлении государством и рабовладельческими поместьями.
Принципы управления 1. Дисциплина. 2. Вознаграждение. 3. Справедливость: сочетание доброты и правосудия. 4. Корпоративный дух. 5. Подчиненность личных интересов общим. 6. Разделение труда, т. е. специализация 7. Полномочия и ответственность. 8. Единоначалие. 9. Единство направления. 10. Централизация. 11. Скалярная цепь. 12. Порядок. 13. Стабильность рабочего места. 14. Инициатива.
Профессиональные качества Мотивационно – волевые: осторожность, спокойствие, самообладание, низкий уровень раздражительности, социальная компетентность, самоопределение, свобода, открытость. Интеллектуальные: высокий или средний уровень интеллекта. Коммуникативные: способность общаться с людьми внутри коллектива и вне его.
Лидерство ТИПЫ ЛИДЕРСТВА: 1. « Соверен». 2. «Вожак». 3. «Тиран». 4. «Организатор». 5. «Соблазнитель». 6. «Герой». 7. «Дурной пример». 8. «Кумир». 9. «Изгой». 10. « Козел отпущения».
Компоненты лидерства
Формальное и неформальное лидерство
Лидер Лидер
Стили управления Авторитарный; Демократический; Нейтральный (попустительский).
ВЛАСТЬ
Социальная власть власть вознаграждения; власть принуждения; власть эксперта; власть авторитета; власть закона.
Сфера руководства
Литература 1.Андреева «Социальная психология». 2. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. «Психология управления». Р.-н-Д. 1997г. 3.Кабаченко Т.С. Психология управления: учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 2000. 4.Свенцицкий А.П. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 5. Мескон М., Альберт М., Xeдoури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002