Взаимодействие человека и организации Вхождение человека в организацию Понятие личности, ее структура и развитие Критериальная основа поведения Научение и изменение поведения
с позиции взаимодействия человека с организационным окружением с позиции взаимодействия человека с организационным окружением с позиции организации, включающей в себя индивидов
содержания, смысла и значимости работы; содержания, смысла и значимости работы; оригинальности и творческого характера работы; увлекательности и интенсивности работы; степени независимости, прав и власти на работе; степени ответственности и риска; престижности и статусности работы; степени включенности работы в более широкий деятельный процесс;
безопасности и комфортности условий на работе; безопасности и комфортности условий на работе; признания и поощрения хорошей работы; заработной платы и премий; социальной защищенности и других социальных благ, предо­ставляемых организацией; гарантий роста и развития; дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирую­щих поведение на работе; отношений между членами организации; конкретных лиц, работающих в организации.
специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией; специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией; член организации, способствующий ее успешному функционированию и развитию; человек, обладающий определенными личностными и мораль­ными качествами; член организации, способный коммуницировать и поддерживать хорошие отношения с коллегами; член организации, разделяющий ее ценности;
работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей; работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей; человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы; исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне; член организации, способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность; сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства.
ПРОБЛЕМЫ: ПРОБЛЕМЫ: адаптация человека к новому окружению коррекция или изменение поведения человека изменения и модификации в организации
миссия и основные цели организации; миссия и основные цели организации; допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть использованы для достижения целей организации; имидж и отличительный образ, который имеет и создает организация; принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные особенности и существование организации как единого организма; обязанности, которые должен будет взять на себя человек, вступив в определенную роль в организации; поведенческие стандарты, которым должен будет следовать че­ловек, выполняя роль.
процесс обучения человека, понимающего нормы и ценности организации (был связан с работой в схожей по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам организации) процесс обучения человека, понимающего нормы и ценности организации (был связан с работой в схожей по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам организации) процесс обучения человека, который приходит из среды с существенно отличными ценностями и нормами поведения
меры долгосрочной материальной поддержки, выходящие за рамки зарплаты меры долгосрочной материальной поддержки, выходящие за рамки зарплаты обещания в будущем продвижения по службе или предоставления интересных мест работы предоставление за счет организации возможностей обучения и развития предоставление на льготные условиях жилья и т.п.
разрушать старые поведенческие нормы входящего человека разрушать старые поведенческие нормы входящего человека заинтересовать человека работой в организации прививать ему новые нормы поведения
безусловно необходимые для принятия всеми членами организации безусловно необходимые для принятия всеми членами организации принятые, но не обязательно необходимые нормы и ценности
отрицание (не принимаются никакие нормы и ценности) отрицание (не принимаются никакие нормы и ценности) конформизм (принимаются все нормы и ценности) мимикрия (основные нормы и ценности не приняты, но соблюдаются необязательные нормы и ценности, маскирующие неприятие основных) адаптивный индивидуализм (обязательные нормы и ценности приняты, необязательные принимаются частично либо не принимаются полностью).
личность присуща каждому человеку; личность присуща каждому человеку; личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет; личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа; личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.
общечеловеческие свойства (ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации) индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание)
Экстраверсия. Общительность, разговорчивость и уверенность в себе. Экстраверсия. Общительность, разговорчивость и уверенность в себе. Склонность к сотрудничеству. Добродушие, готовность к сотрудничеству и доверчивость. Добросовестность. Ответственность, надежность, настойчивость и нацеленность на успех.
Эмоциональная стабильность. В случае ее отсутствия: напряженность, неуверенность в себе и нервозность. Эмоциональная стабильность. В случае ее отсутствия: напряженность, неуверенность в себе и нервозность. Восприимчивость к приобретению нового опыта. Богатое воображение, способность к художественному творчеству и интеллектуальные способности.
Самоуважение (self-esteem) определяет, какими человек воспринимает собственную компетентность и собственный образ. Самоуважение (self-esteem) определяет, какими человек воспринимает собственную компетентность и собственный образ. Самоэффективность (self-efficacy) определяется тем, как сам человек оценивает свою способность справляться с каждодневными ситуациями по мере их возникновения.
каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами каждый человек в чем-то не похож ни на кого
наследственность и физиологические особенности человека наследственность и физиологические особенности человека факторы, проистекающие из окружения человека (культура, в которой он формируется; семья, в которой он воспитывался; принадлежность к определенным группам и организациям; жизненный опыт, обстоятельства, случайные события) черты и особенности характера человека
Предрасположенность к сближению Предрасположенность к сближению Допущение авторитарности Вера в людей Чувствительность к проблемам других Стабильность в поведении
Самооценка Самооценка Восприятие риска Догматизм Комплексность осознания явлений Возраст
стадии развития стадии развития Вступление в мир взрослых (от 23 до 28) Достижение зрелости (от 33 до 40) Вступление в средний возраст (от 45 до 50) Достижение вершины среднего возраста (от 55 до 60) переходные периоды Переходный период 30-летних (28-33) Переходный период середины жизни (40-45) Переходный период 50-летних (50-55) Переходный период старшего возраста (60-65)
К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения. К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения.
Расположения (установки) Расположения (установки) Ценности Верования Принципы
установки существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для того, чтобы их изменить установки существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для того, чтобы их изменить установки могут варьировать от очень благоприятных до очень неблагоприятных установки направлены на конкретный объект, по поводу которого человек может испытывать некоторые чувства или иметь убеждения.
Эмоциональный компонент (чувства людей, или аффект – положительный, нейтральный или отрицательный – относительно объекта) Эмоциональный компонент (чувства людей, или аффект – положительный, нейтральный или отрицательный – относительно объекта) Информационный компонент (убеждения или информация, которые имеет индивидуум относительно объекта) Поведенческий компонент (склонность человека вести себя определенным образом по отношению к объекту)
Функция приспособления Функция приспособления Функция защиты собственного эго Функция выражения ценностных ориентаций Познавательная функция
усиление взаимосвязи вознаграждения с результатами работы усиление взаимосвязи вознаграждения с результатами работы установление привлекательных для работников целей, сам факт достижения которых обеспечивает высокое удовлетворение обеспечение реальности поставленных целей, что повышает вероятность их достижения неуверенными в себе работниками и уровень их удовлетворения
избегание непосредственных воздействий на установки работников. Активное использование умения слушать и слышать работников избегание непосредственных воздействий на установки работников. Активное использование умения слушать и слышать работников обеспечение устойчивой обратной связи, что позволяет удовлетворить потребность работников в служебной информации проявление внимания к чувствам работников участие работников в принятии решений позитивная оценка трудовых усилий и желаемого поведения сотрудников
удовлетворенность работой удовлетворенность работой увлеченность работой приверженность организации
Удовлетворенность трудом – это набор благоприятных чувств и эмоций, возникающих у работника в процессе работы и при оценке ее результатов Удовлетворенность трудом – это набор благоприятных чувств и эмоций, возникающих у работника в процессе работы и при оценке ее результатов
удовлетворенность – эмоциональная реакция на сложившуюся на работе ситуацию (нельзя увидеть, можно только испытать) удовлетворенность – эмоциональная реакция на сложившуюся на работе ситуацию (нельзя увидеть, можно только испытать) удовлетворенность определяется тем, насколько результаты труда соответствуют ожиданиям через удовлетворенность трудом проявляются некоторые другие установки
Собственно работа Собственно работа Возможность продвижения по службе Руководство Сослуживцы Условия работы
Текучесть кадров Текучесть кадров Прогулы и опоздания Хищения
руководство компании активно поддерживает исследование; руководство компании активно поддерживает исследование; в нем принимают участие все сотрудники; обследование имеет четкую цель; разработан план проведения обследования в соответствии со стандартами; план обследования и полученные результаты доводятся до сведения сотрудников.
Моя оценка уровня техники безопасности на рабочем месте (обведите одну цифру) 1 2 3 4 5 Моя оценка уровня техники безопасности на рабочем месте (обведите одну цифру) 1 2 3 4 5 5 баллов – более чем удовлетворен; 4 балла – в целом удовлетворен; 3 балла – в среднем удовлетворен; 2 балла – в какой-то степени удовлетворен; 1 балл – совсем не удовлетворен.
Основное преимущество - исследование не представляет затруднений, полученные данные табулируются и анализируются с помощью вычислительной техники. Основное преимущество - исследование не представляет затруднений, полученные данные табулируются и анализируются с помощью вычислительной техники. Основной недостаток – ни один из ответов не может рассматриваться как точное выражение истинных чувств работников.
Прямые вопросы Прямые вопросы Что вы думаете о пенсионной программе компании? Косвенные вопросы Какие три элемента в вашей работе вам нравятся больше всего?
Условия труда (чистота рабочего места, уровень шума, механизации и т.п.) Условия труда (чистота рабочего места, уровень шума, механизации и т.п.) Режим труда (сменность, темп, сверхурочные работы и т.д.) Содержание труда Профессионально-квалификационное продвижение Заработная плата Распределение премий
Степень участия в процессе принятии решений Степень участия в процессе принятии решений Взаимоотношения в коллективе Отношения с руководителем Стиль руководства Степень влияния на дела коллектива Отношение администрации к нуждам работников Объективность оценки работы руководителем
где У – итоговый показатель удовлетворенности работника; где У – итоговый показатель удовлетворенности работника; П1, П2,…, Пn – оценочные критерии удовлетворенности работой; К1, К2,…, Кn – коэффициенты весомости показателей удовлетворенности.
ценности, относящиеся к цели жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.п. ценности, относящиеся к цели жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.п. ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей
Верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии Верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии
Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей
Человек обладает способностью обучаться поведению, менять свое поведение на основе осознания своего предыдущего поведенческого опыта и требований, предъявляемых к его поведению со стороны окружения Человек обладает способностью обучаться поведению, менять свое поведение на основе осознания своего предыдущего поведенческого опыта и требований, предъявляемых к его поведению со стороны окружения
Научение может идти как на собственном опыте, так и на опыте других людей Научение может идти как на собственном опыте, так и на опыте других людей Научение может касаться не только реального, но и потенциального поведения научение поведению всегда выражается в изменении человека (изменяется его потенциал)
классическое или рефлексное (стимул предшествует реакции) классическое или рефлексное (стимул предшествует реакции) оперантное (реакция происходит до и в ожидании стимула) социальное (наблюдение чужого поведения)
Изменение поведения человека можно рассматривать как следствие научения поведению Изменение поведения человека можно рассматривать как следствие научения поведению Научение поведению является функцией последствий для человека его поведения Наличие такой зависимости между поведением, научением поведению и последствиями для человека его поведения делает возможным для организации корректировать и формировать поведение ее членов
Последствия поведения непосредственно зависят от тех, кто оценивает действия человека и осуществляет компенсацию за его действия и усилия Последствия поведения непосредственно зависят от тех, кто оценивает действия человека и осуществляет компенсацию за его действия и усилия
Компенсация в управлении людьми играет не только роль вознаграждения за произведенный труд либо роль средства удовлетворения потребностей работников, но и роль средства модификации поведения человека Компенсация в управлении людьми играет не только роль вознаграждения за произведенный труд либо роль средства удовлетворения потребностей работников, но и роль средства модификации поведения человека
Положительная компенсация (вознаграждается нужное поведение) Положительная компенсация (вознаграждается нужное поведение) Отрицательная компенсация (требуемое поведение сразу же приводит к устранению нежелательных раздражителей) Наказание (компенсация наступает как реакция на нежелательное поведение) Гашение нежелательного поведения (если прекратить положительно реагировать на какие-то действия, то они начнут сокращаться)
Важную роль при модификации поведения играет Важную роль при модификации поведения играет частота компенсации
Непрерывная компенсация – подкрепление происходит после каждого случая действия Непрерывная компенсация – подкрепление происходит после каждого случая действия Периодическая компенсация – подкрепление происходит не после каждого совершенного действия
Компенсация через фиксированный интервал времени Компенсация через фиксированный интервал времени Компенсация через переменный интервал времени Компенсация в зависимости от фиксированной нормы Компенсация в зависимости от переменной нормы