Информационный семинар, Москва Практические аспекты внедрения BPM системы предприятия
Вторая часть семинара Архитектура BPM* системы предприятия Моделирование бизнес-процессов с использованием BPMN** Обеспечение гибкости BPM системы предприятия *) BPM – Business Process Management = Управление бизнес-процессами **) BPMN – Business Process Modelling Notation = Нотация моделирования бизнес-процессов
Наша цель – гибкая BPM система предприятия Как правило, пользователи хотят быстрого внедрения предложений по усовершествованию систем Довольно часто, эти модификации небольшие (с точки зрения бизнеса) и непредсказуемы (с точки зрения ИТ) Чтобы справляться с потоком таких модификаций, BPM система предприятия должна быть надлежащим образом спроектирована и реализована
А зачем нам архитектура? Соотношение затрат на сопровождение и разработку программного продукта
BPM с точки зрения бизнеса (1) Бизнес живет и движется бизнес-событиями Для каждого бизнес-события есть соответствующий бизнес-процесс Бизнес-процесс координирует выполнение бизнес-деятельностей с целью получения определенного результата
BPM с точки зрения бизнеса (2) Бизнес-процесс выполняется в соответствии с бизнес-правилами Бизнес-деятельность может исполняться автоматически или сотрудниками (бизнес-роли) При выполнении бизнес-процессов фиксируются так называемые аудиторские следы, которые используются для вычисления основных показателей производительности
BPM с точки зрения бизнеса (3) Каждая бизнес-деятельность преобразует одни бизнес-объекты (структуры данных и документы) в другие
BPM система предприятия с точки зрения системного архитектора Динамичный набор BPM артефактов Артефакты взаимосвязаны и взаимозависимы Нужно быть готовым к различным изменениям Политика, приоритеты, законы, процессы, технологии, ресурсы, и т.п. Внедрение таких изменений – это изменение артефактов и взаимозависимостей между ними Внесение изменений должно быть простым и надежным
BPM артефакты события процессы правила деятельности роли объекты (структуры данных) объекты (документы) аудиторские отчеты службы показатель производительности
Главные архитектурные принципы Все артефакты постоянно совершенствуются Оцифровываются Экстернализируются Виртуализируются Любой артефакт может иметь много версий Все взаимозависимости между артефактами моделируются явным образом т.е. легко понимаемым способом (визуально, в специализированных нотациях, и т.п.) Все модели делаются исполняемыми
Возможности явных и исполняемых моделей Больше знаний о реальном функционировании предриятия Более предсказуемые результаты Более рациональные решения Более глубокая оптимизация
Бизнес-процессы – это сложные взаимозависимости между артефактами Кто (роли) делает что (объекты), когда (координация), почему (правила), как (деятельности) и с каким результатом (показатели производительности) Делаем бизнес-процессы явными и исполняемыми what you model is what you execute
Как объяснить выгоды BPM всем заинтересованным лицам Стратегия высшее руководство Бизнес топ-менеджеры руководители среднего звена супер-пользователи пользователи Проекты руководители аналитики ИТ директора корпоративные архитекторы архитекторы разработчики операторы
Бизнес: топ-менеджеры Помочь рационализировать производственные процессы Автоматизировать контроль за ними Устранить бесполезную работу Интегрировать существующие системы вокруг потребностей производства Согласованно развивать информационные системы Способствовать достижению синергии между потребностями бизнеса и возможностями ИТ
Бизнес: руководители среднего звена Архитектурный подход явно классифицирует деятельности, выполняемые человеком, как созидательные, проверочные и административные Цель – оставить для человека только созидательную деятельность и автоматизировать остальные (чем, возможно, улучшить качество их исполнения)
Бизнес: супер-пользователи BPM может автоматизировать оперативный контроль за исполнением работ
Проект: руководители Архитектурный подход способствует единому пониманию путем явной классификации артефактов Сокращаются время и затраты между моделированием и внедрением (what you model is what you execute)
Проект: аналитики Архитектурный подход предлагает процедуру моделирования исполняемых бизнес-процессов Стимулирует совместную работу бизнеса и ИТ Способствует быстрым итерациям при построении макета
ИТ: директора Архитектурный подход дает снижение полной стоимости системы
ИТ: корпоративные архитекторы Архитектурный подход способствует совместной работе BPM и SOA BPM, вычленяя артефакты, задает необходимый контекст для определения сервисов SOA дает рекомендации как внедрять, эксплуатировать и развивать сервисы
ИТ: архитекторы (1) Предлагается многоуровневая модель для структурирования взаимосвязей между артефактами
ИТ: архитекторы (2) Bзаимосвязи между информационными технологиями
ИТ: разработчики Рекомендации по последовательному преобразованию потоков данных между приложениями в end-to-end координацию сервисов
Business Process Modelling Notation (BPMN) Достоинства Из многих нотаций для моделирования собрали одну Это стандарт, которому многие следуют (хотя и по-разному) Использование событий упростило моделирование Недостатки Много способов для выражения одного и того же Производители ПО определяют пути развития Неопределена семантика исполнения диаграмм
BPMN – основные конструкции 3 конструкции в потоке управления работ События Действия Логические операторы 3 способа соединения Передача управления Передача данных Ассоциация 2 контейнера для потоков управления Пул Лайн (swimlanes)
BPMN – все конструкции
Стиль “рисования” диаграмм (1) Правил нет, поэтому всегда надо долго разбираться, что же хотел сказать автор Хорошая диаграмма должна пониматься менее чем за 30 секунд
Стиль “рисования” диаграмм (2) Время всегда вперед
Стиль “рисования” диаграмм (3) Участники по своим дорожкам
Паттерн DBL Decoupled Business Logic
Паттерн IPS Initial Process Skeleton
Процедура моделирования бизнес-процессов (1) Все деятельности (как человека, так и программы) интерпретируются одинаково Сначала воспроизводится координация работ; оптимизация выполняется после Подразумевается совместная работа бизнеса и ИТ Проверка выполняется путем пробных прогонов Рекомендуется сочетание быстрого макетирования и реальных сервисов Используется “визуальное программирование”
Процедура моделирования бизнес-процессов (2) Два перемежающихся приема анализ – чтобы понять что делать синтез – чтобы явно определить как это делается Итеративное дробление сложного на взаимодействующие более простые части Артефакты создаются рекурсивно, как матрешки
Четыре фазы процедуры моделирования
Фаза Blackboxing Цель анализ как целого идентификация общих характеристик и некоторых артефактов Способ анализ описания, предоставленного бизнесом Советы не утонуть в деталях
Фаза Structuring (1) Цель анализ внутренней структуры идентификация основных артефактов Способ найти большие этапы добавить контрольные точки распределить артефакты по этапам Советы не более 7-и этапов избегайте “возвратов” через контрольные точки
Фаза Structuring (2) Этапы и контрольные точки
Фаза Structuring (3) Этапы, контрольные точки и артефакты
Фаза Re-construction (1) Цель синтезировать начальную версию координации (своего рода “скелет” процесса) Способ добавить логику координации начать формализировать артефакты определить проверочные сценарии Советы использовать простые формуляры для деятельностей, выполняемых человеком
Фаза Re-construction (2) Начальная диаграмма
Фаза Instrumentation (1) Цель постепенное “обогащение” начальной версии Способ добавить пулы применить паттерны задействовать бизнес-правила определить проверочные сценарии Советы работать мелкими итерациями
Фаза Instrumentation (2) Исполняемая диаграмма
Общие советы Адаптируйте, если необходимо, процедуру моделирования Работайте вместе (бизнес и ИТ) на каждой фазе Старайтесь сделать диаграмму “исполняемой” как можно раньше Автоматизируйте тестирование
Важность архитектуры
Архитектурные принципы (1) P1: Процессы и сервисы P2: НЕТ модификациям “чужим” программам P3: Опасность оптимизации “загодя” P4: Каким путем: “сверху-вниз” или “снизу-вверх”? P5: Лучше явно, чем неявно P6: “Большая” картинка на листе формата A4 P7: Долго исполняемые процессы P8: НЕТ размазыванию бизнес-логики
Архитектурные принципы (2) P9: Важность бизнес-событий P10: Горизонтальные и вертикальные бизнес-процессы P11: Как должны видеть систему разные люди P12: Улучшение артефактов P13: Разрешено нарушить любой принцип, если его понимаешь
P1: Процессы и сервисы
P8: НЕТ размазыванию бизнес-логики
Обеспечение гибкости BPM системы предприятия Работающая корпоративная архитектура Гарантия гибкости заложена в дизайн Внимание на BPM Постоянное улучшение BPM артефактов Установление формальных взаимозависимостей между BPM артефактами Сокращение времени между моделированием и внедрением
Спасибо! Контактная информация: А. Самарин [email protected] www.improving-BPM-systems.com