«Маркетинг»
Тема1: «Введение в маркетинг»
ПРИМЕРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ Маркетинг – это суть философии бизнеса, который направляет процесс распознавания и удовлетворения потребностей индивидов и организаций через трансакции, выгодные для всех сторон (Всемирная маркетинговая ассоциация )Маркетинг – это социально-управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп, посредством создания, предложения и обмена.Маркетинг – система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия (Е.П. Голубков, Программа «Руководитель в условиях рынка»)·
Рис. 1. Классификация маркетинга в зависимости от вида товара
Исторические аспекты маркетинга 1902 год – официальное развитие маркетинга. В США были начаты курсы самостоятельного чтения маркетинга.1908 год – была создана 1-ая коммерческая маркетинговая организация. В это же время формируется отделы маркетинга на крупнейших предприятиях США.1920 г – создание международной торговой палаты.1926 – национальная ассоциация маркетинга и рекламы.1930-40-е гг. – создаются экономическая ассоциация маркетинга в экономически развитых странах.1950-60-е гг. – характеризуется созданием маркетинговых международных организаций: «Международная федерация маркетинга», «Европейское бюро по вопросам общественного мнения и маркетингу», 1976 – В Росси создана секция по торгово-промышленной палате и по вопросам маркетинга».1980-е гг. – Впервые введён курс маркетинга в экономических вузах страны (России)1990-е гг. – характеризуется бурным изданием литературы по маркетингу, в том числе переводной и оригинальной, изданий журналов, пособий по маркетингу, словари.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА
Нужда - испытываемый в чем-либо недостаток, который исходит от природы человека (пища, одежда, самовыражение)
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму, в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида, выражается в объектах, способных удовлетворить нужду. (гамбургер, суши, суп)
Запрос – потребность, подкреплённая покупательской способностью, характеризуется финансовыми возможностями индивида.
Товар – комплекс осязаемых и неосязаемых свойств, которые покупатель приобретает для удовлетворения своих потребностей
Потребительская ценность – соотношение между преимуществами, получаемыми в результате покупки и использования товара, и затратами на его приобретение
Обмен – способ получения желаемого, объекта путём предложения чего – либо взамен. Сделка – это коммерческий обмен ценностями на рынке между двумя сторонами: - денежная сделка (устная, письменная); - бартер.
Рынок - это совокупность существующих (реальных) и возможных (потенциальных) покупателей товаров.
Основные типы рынков
Маркетинг, как философия и методология современного бизнеса
Концепции маркетинга это исходные положения, характеризующие активную ориентацию рыночной деятельности предприятия на различных стадиях её развития
Производственная концепция (50-60-е гг.XIX в) - ориентация на снижение затрат и увеличение объёмов сбыта, связанных с выпуском товаров или услуг.Применяется в случаях:Спрос резко превышает предложениеЦена основной фактор выбора
Производственная концепция
Товарная концепция(продуктовая)XIX-XX век - ориентирована на улучшение качества производимой продукции.Применяется в случаях:Качество основной фактор выбораПроизводство высокотехнологичных и высокоточных товаров
Товарная концепция
Сбытовая концепция (продаж)20-30-е гг. XX в. - ориентируется на активное продвижение производимых товаровПрименяется в случаях:Товар не пользуется спросом , но имеет определённую ценность (страховые услуги)Необходимость в быстрой реализации запасов при смене деятельности предприятияПродукт является стандартным, а на рынке сложилась жёсткая конкуренция
Сбытовая концепция
Маркетинговая концепция50-е гг. XX в. - ориентируется на удовлетворение нужд, запросов и потребностей (самая эффективная и дорогая концепция)Применяется в случаях:Рынок конкурентный и динамичныйПотребители разбираются в товаре и ищут наиболее оптимальный вариант покупкиНа рынке часто появляются новинки
Маркетинговая концепция
Сравнение концепций сбыта и маркетинга База Акцент Средства Результат Производство Товар Продвижение Прибыль =F(Объем продаж)Рынок Потребности Комплекс Прибыль =F(удовлетворение маркетинга потребителя)
Социально-этический маркетинг 80-е гг. XX в. Общество(общечеловеческие ценности) Потребители(удовлетворение потребностей) Фирма(Прибыль) «Если мы будем стараться всегда делать добрые дела, то в конечном счете рынок вознаградит нас за это» Исп. Директор компании «Johnson & Johnson»
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Задание Какие виды потребностей удовлетворяют следующие товары иуслуги:1) женские сапоги фирмы "Саламандра";2) мужской галстук;3) бусы из морского жемчуга;4) шариковая ручка;5) сливочное масло высшего сорта;6) видеокассета;7) автомобиль;8) подписка на газету бесплатных объявлений;9) услуги репетитора;10) услуги туристической фирмы?