Тема 8. Финансовое планирование и прогнозирование
Существующие подходы в научной литературе к соотношению понятия «планирование» и «прогнозирование» Планирование и прогнозирование – синонимы (например, в соответствии с редакцией закона 63-ФЗ БК определяет, что кассовый план – это прогноз кассовых поступлений и кассовых выплат)В условиях рыночной экономики, характерной большим количеством неопределенностей, может быть только прогнозированиеПрогнозирование носит средне- и долгосрочный характер, а планирование – оперативныйПланы носят характер целевых установок (утверждаются в форме закона, приказа и др.), прогнозы используются как справочная информация (подход, используемый в тестах)
Изменение содержания финансового планирования в условиях рыночных преобразований допускается отклонение от плановых назначениймногократно возросло количество рисков → необходимость управления рисками, в том числе на стадии планирования, учет темпов инфляции, изменения валютных курсов и т.д.ограничения к доступу информации, связанные с коммерческой тайнойвозможность использования разнообразных методов планирования (в условиях административно-командной системы в основном использовались методы экстраполяции и нормативный)
Финансовое планирование – разработка целевых установок по формированию и использованию финансовых ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленных в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику
Финансовое прогнозирование- исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов (разработка научных гипотез)
Не путать! финансовое планирование и прогнозирование и социально-экономическое прогнозирование (например, прогноз ФОТ – макроэкономический прогноз, а будущий объем поступлений ЕСН – финансовый показатель)
Основные методы финансового планирования и прогнозирования ЭкстраполяцииИндексный (метод коэффициентов)НормативныйМатематического моделированияПрограммно-целевой Экспертных оценокДенежных потоков (дисконтирование или «наращение»)
Основные проблемы финансового планирования и прогнозирования в РФ Отсутствие стабильности законодательстваОтсутствие утвержденных методикОтсутствие сопоставимости показателей (частое изменение бюджетной классификации)Проблема достоверности первичной информации
Основные проблемы финансового планирования нестабильность экономической и политической ситуациипроблемы применения зарубежных методик планирования (в том числе в результате несопоставимости финансовой информации, собираемой в рамках действующих систем бухгалтерского учета, используемых в разных странах)
Основные проблемы финансового планирования не вполне ясен вопрос о допустимости отклонений фактических показателей от плановыхв соответствии с бюджетным законодательством, действующим до 2008 года, поправки в закон (решение) о бюджете вносятся только в том случае, если отклонение фактических показателей от плановых составляет 10%для примера: в 2007 году 10% расходов федерального бюджета – 600 млрд. рублейНаоборот во многих коммерческих организаций очень жесткие требования к точности показателей финансовых планов
Процент выполнения плановых показателей в процессе исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2002-2006 гг.
Виды финансовых планов и прогнозов в сфере государственных и муниципальных финансов
Историческая справка Планирование государственных доходов и расходов впервые было введено в Англии в XVII в.В России государственные доходы и расходы стали планироваться с 1802 г.Термин «бюджет» в нашей стране стал использоваться после 1927 г. (раньше использовался термин «роспись государственных доходов и расходов», при этом роспись не представлялась на утверждение законодательному органу)
Показатели отд. видов финансовых планов и прогнозов
Сопоставимость показателей финансовых планов и прогнозов в сфере государственных и муниципальных финансов обеспечивается бюджетной классификацией Российской Федерации
Изменения в правовом регулировании бюджетной классификации
Планирование в рамках действующих и принимаемых обязательств действующие обязательства:социальные выплатыобслуживание долгагосударственные функции и услуги принятые программы и проектыпринимаемые обязательства:новые законыновые функцииновые программы и проекты
Пример оценки результативности бюджетных расходов по докладу Федеральной службы по труду и занятости
Пример оценки результативности бюджетных расходов по докладу Федеральной службы по труду и занятости
Пример оценки результативности бюджетных расходов по докладу Федеральной службы по труду и занятости
Преимущества и недостатки БОР возможность соразмерить затраты и результатывозможность оптимизации бюджетного секторавозможен субъективный подход к определению качественных и количественных целей и их оценкесложность «обсчета» объема финансовых ресурсов, необходимых для достижения соответствующих целей
В соответствии с бюджетным законодательством предусмотрено понятие «обоснование бюджетных ассигнований» и «государственное (муниципальное) задание»
Новое в бюджетном законодательстве планирование БА осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органомпланирование БА осуществляется раздельно по БА на исполнение действующих и принимаемых обязательствпланирование БА на оказание государственных (мун.) услуг физ. и юр. лицам осуществляется с учетом государственного задания на соответствующий период, а также его выполнения
Целевые программы Долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств соответствующего бюджета, утверждаются высшим органом исполнительной власти (администрацией МО)по каждой ДЦП ежегодно проводится оценка эффективности ее реализациив соответствующем бюджете могут предусматриваться БА на реализацию ВЦП, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, предусмотренных высшим органом ИВ (администрацией МО)
Общие требования, предъявляемые к бюджетным целевым программам: четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности федеральных органов исполнительной властиописание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей)наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых и достаточных для предварительной (на этапе подготовки), текущей (на этапе реализации) и завершающей (после завершения программы или ее этапа) оценки программыобоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков для реализации программыопределение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления
В рамках трехлетнего бюджетного планирования текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период)очередной финансовый год, - год, следующий за текущим финансовым годомплановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годомотчетный финансовый год – год, предшествующий текущему финансовому году
П О Л О Ж Е Н И Ео докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования
Доклад включает следующие разделы:цели и задачи деятельности;расходные обязательства и формирование доходов;результаты деятельности;распределение расходов по целям, задачам и программам; результативность бюджетных расходов
Методические указания по составлению реестров расходных обязательств субъектов бюджетного планирования и государственных внебюджетных фондовРоссийской Федерации на 2008-2010 гг.
При формировании реестра расходных обязательств могут быть выделены следующие типы расходных обязательств: расходные обязательства по оказанию государственных услугпубличные нормативные обязательстварасходные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениямирасходные обязательства по предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;
Одновременно с реестром расходных обязательств представляется пояснительная записка, в которой по каждому расходному обязательству, включенному в реестр расходных обязательств, приводятся:полный перечень правовых актов, являющихся основанием для возникновения расходного обязательства; ссылка на положения федеральных законов (с выпиской), устанавливающих полномочия федеральных органов государственной власти (вопросы ведения Российской Федерации), в соответствии с которыми были приняты соответствующие нормативные правовые акты если в качестве основания в реестре указан не федеральный закон;описание методов расчета объема ассигнований на исполнение расходного обязательства на очередной финансовый год и плановый период (с указанием соответствующих формул и источников используемых в расчетах исходных данных).
для нормативного метода – формула для расчета объема ассигнований и выдержки из правовых актов, которыми утверждены соответствующие нормативы;для метода индексации – формула для расчета объема ассигнований, значения уровня инфляции или иной коэффициент, используемый для расчетов;для планового метода – выдержки из нормативных правовых актов, договоров, в которых установлен объем ассигнований на исполнение расходного обязательства, а также, в случае необходимости, порядок его корректировки;для иных методов – формула(ы) для расчета объема ассигнований, выдержки из правовых актов, в соответствии с которыми устанавливаются значения используемых в формулах показателей.
Финансовое планирование субъектов хозяйствования
Особенности разработки и утверждения смет бюджетных учреждений Бюджетная заявка подается при разработке проекта закона (решения) о бюджете (проект сметы)Бюджетная смета уточняется и утверждается ГРБС (РБС) после утверждения сводной бюдж. росписиБюдж. учр-я разрабатывают отд. сметы по бюджет. и внебюджетн. средствам
Негосударственные коммерческие и некоммерческие организации могут осуществлять финансовое планирование и прогнозирование в произвольной форме и с использованием самостоятельных методикИсключение составляет планирование отдельных финансовых показателей в технической заявке для получения банковского кредита (форму заявки предлагают банки) и в проспекте эмиссии
Основные разделы баланса доходов и расходов коммерческой организации ДоходыРасходыРасчеты с банкамиРасчеты с бюджетом
Бюджетирование в коммерческих организациях Под бюджетированием понимается комплекс мероприятий по управлению деятельности коммерческих организаций, важным элементом которого является разработка взаимоувязанных документов (бюджетов), отражающих не только финансовые показатели, но и другие стороны деятельностиОсновные бюджеты комм. организации:Бюджет доходов и расходов или прогноз прибыли и убытковПргноз бух. баланса (бюджет активов и пассивов)Бюджет денежных потоков (cash flow)