Проектирование умных систем через описание бизнес-процессовКарпенко С.В.Нач. процессного отдела РФЯЦ - ВНИИЭФ
Первое правило любой технологии заключается в том, что автоматизация эффективной операции повышает эффективность.Второе правило: автоматизация неэффективной операции увеличит неэффективность.Билл Гейтс, Microsoft Corporation
Умная или интеллектуальная система – единый организм, четко реагирующий на изменение внешних и внутренних факторов.Все подсистемы, взаимодействующие между собой, должны работать совместно с другими, отлаженно и четко, образуя единую систему. Для автоматизации необходимо использовать оптимизированные бизнес-процессы, оптимизированные взаимосвязи между процессами или в целом оптимизированную систему управления предприятием (ядро ИС)
Базовое свойство умных систем - адаптивность Требования к адаптивности информационных систем:• ИС в каждый момент времени должна адекватно поддерживать организацию бизнес-процессов.• Реконструкция ИС должна проводиться всякий раз, как возникает потребность в реорганизации бизнес-процессов.• Реконструкция ИС должна проводиться быстро и с минимальными затратами.
Основа построения умных систем - Цепочки создания ценности В качестве основы Информационной Системы (ИС) должны применяться Цепочки Создания Ценности (valuestream) Поток создания ценности представляет собой поток материалов и информации, необходимых для преобразования продукта и/или услуги начиная от сырья и заканчивая потребителем.Карта потока создания - это графическое представление, отражающее снимок потока создания ценности.Два основных типа карт потока ценности:Карта текущего состояния «AS IS» (используется для анализа существующих процессов, для выявления возможностей для улучшения)Карта будущего состояния потока «ТО BE» (реорганизация, устранение потерь, целевое состояние после оптимизации процессов)
Цепочки создания ценности на предприятии Ключевые процессы создания ценности:Фундаментальные исследованияПрикладные исследования и разработки ПроектированиеПоставки компонентЭксплуатация активов в целях создания продуктов и услуг Закупки Логистика Производство и продажи Операционные улучшения (BPI, kaidzen) Модернизация Инновации РазвитиеЖизненные циклы продуктов и услуг
Шаги при проектировании умной системы На этапе проектирования ИС организации необходимо :Описать карту процессов «как есть»Определить стратегии и цели организацииОпределить список процессов для оптимизации или совершенствования. Список этих процессов должен быть четко связан со стратегией и целями организации. Описать карту «как должно быть» отдельных процессов организации, используя референтные модели отрасли, лучшие мировые и отечественные практики.
Шаги при проектировании умной системы Определить входы и выходы каждого процесса для представления о получении внешних воздействий и результатах конкретного процессаОпределить информационные функции, системы , связь с орг. структурой.Усовершенствовать взаимосвязь отдельных процессов путем уменьшения количества входных, выходных документов, ненужной или излишней передачи данных и прочее.Сформировать единую модель Организации «как должно быть»При проектировании ИС необходимо использовать модель «как должно быть»
Адаптивная информационная система Базовая модель содержит описание объектов,функций (операций), процессов (совокупности операций), которые реализуются в программных модулях ИС.Типовые модели – типовые конфигурации информационной системы, для определенныхотраслейМодель предприятия строится на базе фрагментов базовой или типовой моделей в соответствии со специфическими особенностями предприятия.
Спасибо за внимание