БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ «будущее не наступает, а делается: умело или неумело»
«Планирование — это процесс постановки целей и определение того, что должно быть сделано для их достижения» «Планирование — это процесс постановки целей и определение того, что должно быть сделано для их достижения» Планирование — это вид управленческой деятельности по опреде­лению будущего системы, связанный с постановкой целей, выбором путей и способов их достижения, разработкой на этой основе планов (плановых заданий), распределением необходимых ресурсов. Планирование представляет собой ориентированный на будущее, осу­ществляемый на основе систематической подготовки регулярно повто­ряющийся процесс переработки информации и принятия решений, ко­торый проводится как на уровне системы (предприятия) в целом, так и ее отдельных элементов (структурных подразделений, функциональных подсистем, отдельных работников). Результатом планирования явля­ется план или система планов.
Прогнозирование — это процесс предвидения, предсказания буду­щего характера процессов на основе информации об их протекании в прошлом и настоящем. Он строится на вероятностном, научно обосно­ванном суждении о перспективах развития рассматриваемого объекта и его возможном состоянии в будущем. Прогнозирование — это процесс предвидения, предсказания буду­щего характера процессов на основе информации об их протекании в прошлом и настоящем. Он строится на вероятностном, научно обосно­ванном суждении о перспективах развития рассматриваемого объекта и его возможном состоянии в будущем. Прогноз — это результат предвидения, предсказания возможного хода событий в будущем, его позитивных и негативных черт.
«План — ничто, планирование — все». экс-президент США, генерал Д. Эйзенхауэр
Классификация типов планирования
Классификация типов планирования
Характеристики стратегического, тактического и оперативного планирования
Планирование должно соответствовать определенным требованиям, которые сформулированы в виде принципов, определяют характер планирования и одновременно являются его признаками Планирование должно соответствовать определенным требованиям, которые сформулированы в виде принципов, определяют характер планирования и одновременно являются его признаками
Стратегическое планирование требует соблюдения трех основных условий 1. Управление компанией строится на принципах управления инвестиционным портфелем. 2. Тщательная оценка перспектив каждого вида деятельности, изучения показателей рыночного роста и позиции компании на кон­кретном рынке. 3. Стратегия.
Соотношение между стратегией и планированием Стратегия озна­чает размышление через призму конкурентного преимущества компаний — то, как работает экономика; куда движутся конкуренты; как при­жать другого парня и покончить с самой высокой нормой прибыли и с самой большой массой производства. Планирование, с другой стороны, сосредоточено на том, чтобы заставить стратегию работать — добавив мощности, например, или увеличивая число торговых агентов... Стратегия — это мыслительный, концептуальный процесс. Это процесс бо­лее напряженного обдумывания, а не более напряженного делания» «Стратегия не является следствием планирования, а наоборот — его исходной точкой. Планирование помогает перевести предполагаемые стратегии в реализованные, предприняв первый шаг, который дальше может при­вести к их эффективному осуществлению»
Понятие бизнес-плана 1. Бизнес-план — это письменный документ, который представляет собой стратегический план создания и/или развития бизнеса компании. Он отражает текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса компании. 2. Бизнес-план — это основной документ инвестиционного проекта, предоставляемый инвестору, в котором в краткой форме и обще­принятой последовательности излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта.
В самом общем виде выделяют две основные цели разработки бизнес-плана. В самом общем виде выделяют две основные цели разработки бизнес-плана. 1. Внешняя цель: инструмент для коммуникации и привлечения инвестора (кредитора) с целью получения денежных средств из внешних источников. Хорошо разработанный бизнес-план позволяет привлечь внимание инвестора (кредитора) и вызвать у него интерес к бизнесу путем сообщения ему необходимой информации, убедить его предоставить необходимые денежные средства (или оказать содействие в той или иной форме). 2. Внутренняя цель: создать реальную плановую основу для управления функционированием и развитием бизнеса компании путем разработки и непрерывного обновления бизнес-плана.
Три типа бизнес-планов проектный стратегический и операционный (тактический)
Основные принципы (требуемые характеристики) планирования как инструмента управления бизнесом сводятся к следующему. 1. Это должен быть хорошо организованный, динамичный, непрерывно и профессионально осуществляемый процесс. 2. Руководители должны непосредственно участвовать в процессе бизнес-планирования. 3. Обучающий характер процесса бизнес-планирования 4. Системность 5. Использование персонального компьютера и современных информационных технологий в процессе бизнес-планирования 6. Перспективность
Процесс разработки бизнес-плана помогает предпринимателю (менеджеру) ответить на три важнейших вопроса: 1) где мы сейчас находимся? 2) куда мы хотим попасть? 3) каким образом мы сможем достичь поставленной цели?
Методы планирования и прогнозирования
Метод SWOT-анализа
Методы планирования Методы планирования Балансовый метод. Нормативный метод. Расчетно-аналитический метод Методы календарного планирования Метод оценки и пересмотра планов (PERT) Метод критического пути (СРМ) Метод имитационного моделирования Методика ЮНИДО
Плановые показатели, нормы и нормативы
Бизнес-модель — это метод устойчивого ведения бизнеса. Она описывает, как бизнес позиционирует себя в рамках своей отрасли и как он собирается себя обеспечивать, т. е. создавать прибыль. три основных подхода к рассмотрению сущности бизнес-модели
Бизнес-модель занимает промежуточную ступень между бизнес-идеей и бизнес-планом. Она гораздо шире и полнее, чем бизнес-идея, характеризует суть бизнеса и позволяет решать следующие задачи. 1. Представить логичную и внутренне непротиворечивую концепцию бизнеса, принципы организации деятельности компании. 2. Сформировать структуру важнейших компонентов бизнес-модели, которые могут быть разработаны и использованы в уникальных сочетаниях. 3. Выявить ключевые компетенции, которые необходимы для достижения целей компании, и определить требуемое развитие этих компетенций. 4. Показать экономическую привлекательность бизнеса. 5. Создать реальную основу для управления деятельностью компании. 6. Выявить необходимость своевременного внесения изменений и преобразований в деятельности компании с учетом.
Основные компоненты бизнес-моделей
Базовый уровень служит для отражения сущности бизнес-модели, характерной для многих компаний «собственнический» уровень в бизнес-модели отражает уникальные нововведения для конкретной компании. Успех внедрения и реализации бизнес-модели связан с определением и выполнением набора операционных правил
Основные этапы разработки бизнес-плана Этап 1. Определение целей разработки бизнес-плана Этап 2. Составление плана работ по подготовке бизнес-плана Этап 3. Пересмотр и уточнение плана работ Этап 4. Сбор информации и разработка бизнес-плана Этап 5. Редактирование и оформление бизнес-плана Этап 6. Оценка выполнения бизнес-плана
Общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана 1. Исполнительное резюме (Executive Summary). 2. Анализ рынка (Market Analysis). 3. Описание компании (Company Descriptions). 4. Продукты и услуги (Products and Services). 5. Маркетинг и сбыт (Marketing and Sales Aktivities). 6. Производство (Operations). 7. Менеджмент и право собственности (Management and Ownership). 8. Требуемые средства и их использование (Funds Required and Their Uses). 9. Финансовые данные (Financial Data). 10. Приложения или дополнения (Appendices or Exhibits).
Общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана
Требования к структуре бизнес-плана
Характеристики профессионально подготовленного бизнес-плана
ОБЩАЯ СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА полное наименование фирмы — инициатора проекта; название бизнес-плана, отражающее его специфику; имя владельца-предпринимателя или контактного лица, а также необходимые контактные линии для связи (телефон, факс, e-mail); дата и место составления бизнес-плана; гриф «Для служебного пользования. Экз. № »
ОБЩАЯ СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА 1. Резюме/Краткое содержание. 2. Описание бизнеса. 3. Продукты и услуги. 4. Анализ рынка. 5. План маркетинга. 6. План производства. 7. Организационный план. 8. Финансовый план. 9. Оценка риска. 10. Приложение.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
ОБЩАЯ СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА Как правило, резюме содержит следующие составляющие элементы: наименование проекта и назначение бизнес-плана; краткая информация о компании; суть проекта; общая сумма инвестиций в проект и его потребности в финансировании; основные финансовые результаты и оценки эффективности проекта.
Структура подраздела «Краткое содержание»
Структура подраздела «Общее описание компании»
Структура подраздела «Общее описание компании» (продолжение)
Анализ отрасли
Анализ отрасли продолжение
Налоговое окружение предприятия (основные виды налогов)
Для предприятий малого и среднего бизнеса процесс отраслевого анализа состоит из трех основных шагов: анализ основных характеристик отрасли анализ конкурентной ситуации в отрасли выявление стратегических групп и определение ключевых факторов успеха
Ключевые факторы успеха в некоторых отраслях
Цели компании Каковы миссия, видение и общие цели бизнеса? Каким образом они соотносятся между собой? Какие конкретные цели обеспечивают достижение общих целей бизнеса? Как те или иные конкретные цели ориентированы на достижение общих целей? Каким образом конкретные цели соотносятся между собой? Имеются ли противоречия между отдельными конкретными целями? Какова значимость достижения отдельных конкретных целей для достижения общих целей фирмы? Каковы приоритеты отдельных целей по времени и способам их достижения?
Пример формы краткого описания бизнес-идеи
Продукты и услуги В данном подразделе дается описание тех видов продукции (услуг), которые предлагаются на рынок.
АНАЛИЗ РЫНКА
АНАЛИЗ РЫНКА
Общее описание рынка и его целевых сегментов
Общее описание рынка и его целевых сегментов
Определение спроса на продукты (услуги) Потенциал рынка (потенциальная емкость рынка по товару) харак­теризует принципиально возможный объем продажи товара в зависимости от общей экономической и политической ситуации в данной стране, демонстрирует верхний предел объема сбыта товаров (в физических единицах или в стоимостном выражении) за определенный период времени. Доля рынка, контролируемая фирмой, определяется отношением объема продаж ее товара к общему объему продаж
Анализ конкурентов
Анализ конкурентов
ПЛАН МАРКЕТИНГА 1. Какие цели ставятся перед маркетингом (объем сбыта, доля рынка)? 2. В чем суть концепции маркетинга? 3. Какие методы маркетинга предполагается использовать? 4. Каковы текущие маркетинговые мероприятия, необходимые для до­стижения поставленных целей? 5. Как будет организован маркетинг и каковы основные этапы в реализации стратегии маркетинга? 6. Какие для этого имеются ресурсы?
План продаж 1. Статистический прогноз 2. Метод экспертных оценок 3. Прогнозирование по методу безубыточности
План продаж
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА 1. Каковы основные технологические операции производственного процесса (по производству продукта, предоставлению услуг)? 2. Какие операции будут выполняться самостоятельно, а какие будут переданы на субконтракт? 3. Какое производственное оборудование требуется закупить (арен­довать) в первую очередь, а какое понадобится в будущем? 4. Каков необходимый объем первоначальных инвестиций? 5. Каков должен быть план производства и какой должна быть произ­водственная программа для реализации плана продаж? 6. У кого и на каких условиях будет закупаться сырье? Какова репутация поставщиков? 7. Какова потребность в производственных ресурсах и какова оценка производственных затрат? 8. Каковы операционные конкурентные преимущества компании?
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН Цель раздела — показать организационную структуру управления предприятием, дать характеристику состава управленческой команды, которая будет обеспечивать реализацию бизнес-плана.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 1. Базовые предположения 2. План прибылей и убытков 3. План денежных потоков 4. Прогнозный баланс 5. Инвестиционный план и финансирование проекта
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Инвестиционный план и финансирование проекта Инвестиционный план и финансирование проекта
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РИСКОВ 1. Виды рисков 2. Анализ рисков 3. Приложение
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РИСКОВ Шаг 1. Определить перечень рисков Шаг 2. Определить вероятность возникновения каждого риска Шаг 3. В дополнение можно рекомендовать использование и других методов Шаг 4. Разработать программу мер по предотвращению рисков и минимизации возможных потерь.
Приложение • сведения о руководителях фирмы или проекта; • результаты исследования рынка; • заключения аудиторских фирм; • копии патентов, лицензий и др.; • подробное описание технических характеристик продукции; • описание производственного оборудования, зданий; • копии юридических документов (заключенных договоров, гарантийных писем, протоколов о намерениях); • сметы затрат на продукцию и услуги; • схемы производственной и организационной структуры управ­ления фирмой; • отзывы авторитетных организаций; • информация, опубликованная в периодической печати (статьи, ссылки на книги).
СПАСИБО! Ваши вопросы?